ЛЕОНИД ЯКУБОВИЧ: КАК ВОЗРОДИТЬ ЛЕТНЫЕ ШКОЛЫ
Леонид Якубович, известный телеведущий, народный артист России, профессиональный летчик, рассказал «Вестям ДОСААФ» о том, что, по его мнению, необходимо для возрождения летных школ.
— Леонид Аркадьевич, вы ведь тоже в юношестве были членом ДОСААФ?
— Конечно.
— Как вы оцениваете идею возрождения под крылом ДОСААФ морских школ, школ связистов, летных школ?
— К сожалению, в девяностые годы многое наследие, имущество ДОСААФ вместе с всеобщим развалом пришло в упадок, было разворовано, так или иначе утрачено. Восстановить сегодня тот огромный комплекс уже, мне кажется, очень трудно. Но можно возродить идеи, авторитет и хотя бы частично школы. Ведь что такое ДОСААФ – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Это государственные структуры — правильно? Значит, и относиться к этому делу надо по-государственному, то есть совершенно необходим государственный подход.
Летные школы, морские и прочие для чего нужны? Люди, которые будут там обучаться, получат профессиональные навыки. Они будут мотивированы вполне определенным образом на то, чтобы служить Родине. И им необходимо иметь преференции для поступления в высшие военные учебные заведения. Чтобы такие преференции появились – нужно решение на государственном уровне.
— А что вы скажете о технике, которая нужна для обучения?
— Школы ДОСААФ, которые готовят специалистов военно-учетных специальностей, обязательно должны быть укомплектованы современной техникой. Но, к примеру, с летной техникой сейчас есть очень серьезные проблемы. Лучшее, что у нас было для первоначального обучения пилотов, такие самолеты, как Як-18Т, Як-52, а если говорить о вертолетах, то это Ми-2, – сегодня отсутствуют. Закрыты линейки их производства. Технология производства Ми-2 была продана полякам, они выпускают этот вертолет в двух модификациях и продают в разные страны. А в России не на чем учить летать… Следующая проблема: в госреестре нашей страны вообще отсутствует такое понятие, как авиация ДОСААФ. Следовательно, необходимо внести в него регламентирующие авиацию ДОСААФ документы, и это государственные задачи, за решение которых должны взяться ответственные лица.
— То есть общественные организации самостоятельно не смогут справиться с подобными глобальными задачами?
— Хорошо бы ДОСААФ входило в подчинение или работало под эгидой Министерства обороны. Ведь ДОСААФ – это мобилизационный ресурс страны. И этот вопрос, насколько я знаю, уже начал решаться: министр обороны России, генерал армии Сергей Шойгу возглавил наблюдательный совет ДОСААФ. Это говорит о серьезном значении, которое придается оборонной организации. Возрождение ДОСААФ, его имиджа, его значения в таком случае вполне реально. Помочь в восстановлении специализированных школ ДОСААФ, таких как летные и морские, могли бы и профильные государственные ведомства. К сожалению, придется наверстывать очень много упущенного — мы опаздываем, мы очень опаздываем. Сколько в этом году по всей стране было выпущено летчиков из военных училищ? Очень мало, потому что существенно сократилось количество военных летных учебных заведений. И ведь дело не только в технике — в базах, аэродромах…
— Как вы считаете, можно ли ориентировать коммерческие аэроклубы на подготовку пилотов в рамках сотрудничества с ДОСААФ?
— Есть у меня такая идея. Авиа- и аэроклубов существует много. Это бизнес. Таким образом, если речь идет о деле государственной важности, надо найти к ним какой-то подход. Можно было бы создать на их базе бесплатные детские летные школы. Чтобы аэроклубы работали по единой подготовительной утвержденной методике. Чтобы мальчишки 17 — 18 лет, которые по медицинским, физическим и психологическим параметрам могут стать пилотами, учились летать. Так уже к окончанию средней школы ребята налетают определенное количество часов. И ведь это будут мотивированные летчики. Они будут ориентированы на то, чтобы дальше учиться, развиваться, оттачивать свое мастерство, поступать в летное училище. Но как уговорить коммерческие авиаклубы заняться этим, открыть детские бесплатные летные школы? Задачка… Надо придумать финансовый механизм, который заинтересовал бы бизнес. Ведь авиаклубы должны обеспечивать ГСМ, оплачивать работу инструкторов, поддерживать технику. Возможно, государство могло бы заинтересовать их, снизив налоговую нагрузку. Могут быть и другие финансовые механизмы – но это опять-таки вопрос, который должен решаться на государственном уровне.
К счастью, сейчас в ДОСААФ пришли профессионалы. Я знаком с председателем ДОСААФ России — боевой генерал, Александр Колмаков. Если назначен кадровый военный – это уже психологически важная установка, это говорит о том, что дело ДОСААФ – государственной важности. От планов пора переходить к делу. Иметь конкретные результаты. Готовить пилотов, моряков, связистов, водителей, готовить защитников Родины. Надеюсь, что оборонная организация с этим справится.
Беседу вела Светлана Марзинова.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ