В калининградском Доме ретротехники открылась диорама, посвященная Дороге жизни
27 января в нашей стране отмечался День воинской славы – полное освобождение города-героя Ленинграда от фашистской блокады. В 2023 году исполнилось 79 лет, как произошло это великое событие. Но блокадное кольцо было прорвано на год раньше, 80 лет назад, когда 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе рабочих поселков № 1 и 5. Накануне 80-летия прорыва блокадного кольца Ленинграда в Доме ретротехники «АвтоРетроКлуба Калининград» была открыта диорама «Машины Победы — Дорога жизни», которая посвящалась Ладожской ледовой трассе.
Как сообщил руководитель клуба, председатель первичного отделения ДОСААФ России Артур Орёл, идея создания такого объекта принадлежит писателю и журналисту, члену клуба, одному из основателей ретродвижения Калининградской области, знатоку исторических автомобилей Юрию Грозмани. Его отец Николай Владимирович Грозмани, выпускник вечернего отделения рабфака Ленинградского автодорожного института, с 1932 года трудился на транспортных предприятиях Ленинграда шофером, а после окончания института – на руководящих должностях в тресте пассажирских перевозок «Ленавтотранс». До начала Великой Отечественной войны он трижды проходил военные сборы, в том числе на Лужском артиллерийском полигоне Ленинградской области.
В декабре 1941 года Николай Грозмани был мобилизован в Красную армию и направлен в управление военно-автомобильной дороги № 102 (Ладожская ледяная трасса) старшим инженером по эксплуатации. Он проработал на Дороге жизни в самую первую, страшную и лютую зиму 1941-го года.
Впоследствии закончил стрелково-пулеметные курсы, служил в 72-й автобронетанковой ремонтной базе старшим техником ОТК, начальником отдела технического контроля. После демобилизации в 1946 году Николай Владимирович вернулся к месту прежней работы в трест «Ленавтотранс» на должность начальника службы движения.
Н. В. Грозмани награждён орденом «Красная звезда», медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Уже после окончания войны, за отличное выполнение своего воинского и служебного долга в период блокады Ленинграда командующий ЛенВО (приказ № 336 от 20 сентября 1945 года) наградил капитана-инженера Н. В. Грозмани трофейным мотоциклом марки «БМВ».
В память о таком человеке как Николай Грозмани и тысячах советских патриотов, которые обеспечивали бесперебойное движение автоколонн в осажденный Ленинград по Дороге жизни в экстремальных условиях, под огнем противника, активисты клуба и решили воссоздать фрагмент Ладожской ледовой трассы.
Проект был осуществлен при поддержке правительства Калининградской области. Автором диорамы является талантливый художник-моделист Константин Сальников, который ранее создал экспозиции в музее «Блиндаж», в музее Куршской косы, в Калининградском областном историко-художественном музее.
— Рассматривать отдельные сюжеты героической жизни Ледовой трассы, раскрытые в диораме, можно до бесконечности. Вот эвакуированные из Ленинграда изможденные долгой дорогой дети… Бойцы спецотряда достают со дна провалившийся под лед грузовик… Сожженный остов «полуторки», лежащий чуть в стороне от пробитой в снегу колеи… Полным ходом идет погрузка бочек с топливом…Голубой автобус с гражданским населением спешит на Большую землю. Бойцы подразделения ПВО зорко следят за небом, — рассказывает Юрий Грозмани, глядя на экспозицию. — Советую всем, кому раньше не довелось посмотреть диораму, обязательно здесь побывать. Привести детей и внуков. Будет интересно и очень познавательно.
То, что диорама — это интересно и познавательно, убедились кадеты средней школы № 38, которые пришли в Дом ретротехники. Экскурсию провел Артур Орёл.
— Кадеты нашей школы первыми осмотрели выставку-диораму «Машины Победы — Дорога жизни». Значение легендарной ледовой трассы, соединявшей блокадный Ленинград с Большой землей, мы знаем, ее трудно переоценить. Рассказать о Дороге жизни можно по-разному. Для наших ребят провели интереснейшую экскурсию, когда с помощью диорамы и других экспонатов Дома ретротехники, экскурсоводы смогли буквально погрузить кадетов в исторические события.
Дети с неподдельным интересом рассматривали и фотографировали модели грузовых автомобилей, автобусов, вглядывались в фигуры людей, наблюдали напряженную работу водителей, сигнальщиков и зенитчиков, представляли, как обеспечивалась жизнедеятельность осаждённого города.
На выставке были представлены фотографии выдающихся ленинградцев, в том числе ученого Наума Рейнова. Изобретенный им прибор для автоматической записи колебаний льда помогал определить причину, по которой в первые недели работы Дороги жизни грузовики уходили под лед из-за резонанса, возникающего при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом. Хочу выразить благодарность руководителю Дома ретротехники Артуру Орлу за теплый прием, — поблагодарил учитель Михаил Тюнин.
— Создание диорамы о Дороге жизни стоило больших усилий, но авторский замысел удалось воплотить в жизнь. Экспозиция, посвященная военно-автомобильной дороге № 102, будет дополняться материалами и фотографиями тех, кто воевал под Ленинградом, работал на Дороге жизни или проезжал по ней на Большую землю. Диорама служит напоминанием о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве советских людей, победивших фашистскую Германию, помогает сохранять историческую память, передавать ее подрастающему поколению, — отметила хранительница экспозиции Дома ретротехники Инара Орёл.
Тамара Волкова.
Фото: Инара Орёл; архив Юрия Грозмани.
1 Комментарий
[…] диорамы «Машины Победы — Дорога жизни». О ней мы рассказывали уже на нашем сайте, создатели планировали представить ее к 80-летию […]