Сегодня — день рождения Валерия Чкалова, легендарного летчика
Валерий Чкалов отдал много сил и энергии развитию авиационных организаций ОСОАВИАХИМ Ленинграда и Ленинградской области. С 1929 по 1930 год он руководил летной подготовкой курсов пилотов-планеристов ОСОАВИАХИМа.
Все знания и навыки Чкалов схватывал на лету и сумел быстро освоиться в работе инструктора оборонного общества. Но даже его, опытного летчика, поразила масштабная перспектива участия людей в создании и развитии отечественной авиации. Вот где пригодился его организационный талант для привлечения молодежи к авиационным видам спорта. Валерий охотно посещал молодежные кружки, рассказывал об увлекательной профессии летчиков, обучал ребят и девушек летному делу. Он «заразил» небом десятки тысяч молодых людей, которые стали массово осваивать летные специальности в аэроклубах ОСОАВИАХИМ и позже ДОСААФ.
Молодости часто присущи дерзость и задор. Таким был и прославленный летчик-ас. Существует легенда, правда не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Но главными достижениями летчика были испытания новинок авиационной промышленности. Например, пилот был за штурвалом первого отечественного воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолетов-истребителей.
За свою службу Чкалов наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденом Ленина и Красной Звезды. В его послужном списке – испытания 30 типов авиатехники. В 1932 году при перебазировании НИИ ВВС в Подмосковье Чкалов устроил вошедший в историю парад над Красной площадью, пролетев на своем бомбардировщике впереди колонны из 45 самолетов, державших строй по три машины в ряд.
Валерий Чкалов, дерзкий и строптивый, или Семь героических фактов биографии
- Об успешной карьере летчика в детстве Валерий Чкалов мог только мечтать. Родился в семье котельщика, рано потерял мать и рос в довольно тяжелых условиях. В пятнадцать лет Валерий увидел в небе самолет и влюбился в авиацию. Он вступил в Красную Армию, чтобы обучаться летному делу.
2 . После обучения Чкалов был направлен в Ленинградскую авиаэскадрилью имени Нестерова, где показал себя очень храбрым, а подчас даже дерзким пилотом. Его строптивый характер проявлялся в манере управления самолетом — он множество раз получал дисциплинарные взыскания, отстранялся от полетов и даже попадал за свое поведение в тюрьму. В 1928 году Чкалов и вовсе был осужден за воздушное лихачество, приведшее к аварии. На счастье, у него нашлись влиятельные заступники, и через месяц он вышел на свободу, а еще через год устроился летчиком-инструктором.
- За время службы в Научно-исследовательском институте ВВС, куда Чкалова направили на работу после заключения, он проделал поистине титанический труд: освоил технику пилотирования 30 с лишним самолетов (всего за свою жизнь он испытал около 70 самолетов) и совершил более восьмисот испытательных полетов.
- Известность пришла к Валерию Чкалову в 1936 году, когда он вместе с летчиками Георгием Байдуковым и Александром Беляковым совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальний Восток. За 56 часов беспересадочного полета в сложнейших погодных условиях пилоты преодолели 9374 километра!
- Вслед за всенародной известностью последовала и мировая слава — в июне 1937 года Чкалов вместе со своим экипажем на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.
- В конце 1938 года Чкалов собирался испытать новый истребитель И-180. Подготовка проходила в условиях крайней спешки. И все же, несмотря на эти дефекты и запреты конструкторов, 15 декабря Чкалов решил провести летные испытания. В итоге при заходе на посадку двигатель машины заглох. До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел на входе завьюженный столб и врезался в него. Через два часа он скончался в больнице.
- Память о легендарном советском летчике-испытателе сохранилась не только в официальных документах и пыльных архивах, но и в названных в честь него объектах культуры, архитектуры. Так, в честь него названо несколько городов и сел, бесчисленное количество улиц и площадей, станций метро и заводов, его имя носят пароходы и даже аэродром. По мотивам его биографии снято несколько фильмов.
«…Мы летели на север через полюс, надо льдами Центральной Арктики, над тундрой и горными хребтами Канады не для личной славы. Мы хотели показать всему миру возможности и силы советской авиации, мощь и технику Советской страны… » (В. П. Чкалов).
Подготовила Нина Донских
ЛЮДИ ГОВОРЯТ