Иван Кожедуб. Мастер наступательного боя
Самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб вошел в анналы истории отечественной, да и мировой авиации как настоящий ас.
В годы Великой Отечественной войны в его боевом пути — 330 вылетов, он провел 120 воздушных боев и сбил лично 62 вражеских самолета. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолета. При этом Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил поврежденный истребитель на аэродром.
Иван Кожедуб родился в 1920 году в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье, имевшей пятеро детей. Отец его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Как-то отец, невзирая на протесты матери, стал посылать 5-летнего Ивана сторожить ночью сад. Позднее сын спросил, к чему это: воры тогда были редки, да и от такого сторожа, случись что, мало было бы проку. «Приучал тебя к испытаниям» — таков был ответ отца. Так закалялся его характер.
Всего И. Н. Кожедуб во время Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 62 самолета противника.
После окончания семилетки он был принят на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума, а в 1938 году судьба привела его в аэроклуб ОСОАВИАХИМа. В апреле 1939 года Кожедуб совершает свой первый полет, навсегда связавший его с авиацией. Образование продолжил в Чугуевском военном авиационном училище.
В этот период он много летал, экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство. «Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолета. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую радость», — напишет позднее он в своих воспоминаниях.
В начале войны сержант Кожедуб, эвакуированный вместе с училищем в Среднюю Азию, еще более настойчиво занимается «истребительным» самообразованием. Поздней осенью 1942 года после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб в числе других инструкторов и выпускников училища был направлен в Москву на пункт сбора летно-технического состава, откуда попал в 240-й истребительный авиаполк. Так начался его героический военный летный путь.
После войны Кожедуб продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию. В период Корейской войны 1950 — 1953 годов командовал 324-й истребительной авиационной дивизией. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1971 года в центральном аппарате ВВС, с 1978 года — в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР. Маршал авиации, депутат Верховного Совета СССР 2 — 5-го созывов. Член Президиума ЦК ДОСААФ. Умер 8 августа 1991 года.
О его подвигах написано немало книг и статей, но современники отмечали в И. Кожедубе, несмотря на высокое звание и занимаемую должность, человечность. Он с уважением относился ко всем: от рядового до генерала. Большая открытость для всех, простота и приветливость, способность шутить и с иронией смотреть на многие вещи – эти качества были присущи ему на протяжении всей жизни. Как будто ему было даже неудобно, что он – великий летчик, ас.
Король неба
Бесстрашие и отвага, а также безукоризненные знания теории и практики воздушного пилотирования – добрые помощники в авиации.
Пилоты истребителей не любили заниматься заданиями по прикрытию наземных войск, но Иван Никитович Кожедуб был другим: он использовал любой шанс подняться в небо, которое было для него родным домом.
В самый разгар Великой Отечественной войны, 30 сентября 1943 года, Кожедуб сопровождал в небе переправу войск через Днепр. Делая вираж, он случайно оказался в небе без прикрытия боевых товарищей и в этот же момент заметил в небе немецкие «юнкерсы». Не растеряться и не запаниковать в такой момент – это уже половина победы. Кожедуб в одиночку спикировал на бомбардировщики и, cделав несколько виражей, ворвался в звенья противника.
Атака была для немцев столь неожиданной и дерзкой, что они в смятении прекратили сбрасывать бомбы и заняли оборонительные позиции. Увидев растерянность врага, Иван Никитович решился на еще более смелый шаг — он спикировал на одного из оторвавшихся самолетов Ju–87 и сбил его. Горящие обломки развалившегося и падающего самолета способствовали и падению боевого духа противника, и бомбардировщики отступили.
Спустя всего лишь 3 дня после одиночного боя с «юнкерсами» Кожедубу и его товарищам пришлось столкнуться с еще более превосходящим числом противника. Прикрывая плацдарм на берегу реки, в небо поднялись девять Ла-5 или, на языке летчиков, «лавочкиных». Практически сразу пилоты заметили в небе колонну пикирующих бомбардировщиков «юнкерс-87», каждые девять самолетов которых прикрывались шестью истребителями Ме-109.
Кожедуб во главе пяти самолетов атаковал группу бомбардировщиков, противник, не ожидавший атаки от малого числа советских машин, заметался. Спустя минуту загорелись и упали на землю два Ju-87 . Уцелевшие немецкие самолеты из первой девятки отступили, чуть позже повернула назад и вторая волна потрепанных в бою «юнкерсов».
Летная школа ОСОАВИАХИМа — правильное решение
В послевоенный период И. Кожедуб много выступал, проводил встречи, давал интервью, вел, несмотря на загруженность, огромную общественную работу. Он автор книг «Служу Родине», «Верность Отчизне» и других. Выдержку из одной из его работ, «Верности Отчизне», касающейся его обучения в Шосткинском аэроклубе Осоавиахима, предлагаем вашему вниманию:
«…Первый раз иду на занятия в аэроклуб. Мне уже выдали там форму — чувствую себя в ней ловко, подтянуто. По дороге захожу в комитет комсомола. Все меня тепло поздравляют, Мацуй дружески желает успеха.
Вот и заводской дом культуры — красивое здание с парашютной вышкой. Возле него — бассейн с фонтаном, а позади деревянный домик на высоком кирпичном фундаменте. У двери надпись: «Шосткинский аэроклуб Осоавиахима».
Сейчас, когда так сложна международная обстановка, наша молодежь,
как никогда, должна быть готова к защите Родины.
Там уже собралось много молодежи: ребята — на вид мои сверстники, несколько девушек. Все знают друг друга, оживленно переговариваются. Стою в нерешительности у дверей.
Ко мне подбегает дежурный. Узнав, что я новичок, ведет меня в кабинет начальника — я должен ему представиться.
Несмело переступаю порог. За столом сидят трое: начальник аэроклуба Виноградов — высокий, чуть сутулый, во френче с голубыми летными петлицами; комиссар Кравченко — уже немолодой, седеющий человек с синими зоркими глазами; помощник начальника по летной части Соболев — статный, подтянутый, в реглане. Я видел всех троих, когда подавал документы.
Я не успел представиться — к моему удивлению, комиссар назвал меня по фамилии. Все трое приветливо со мной поздоровались, предложили сесть. Я почувствовал себя просто и свободно.
— Вы много пропустили, — сказал комиссар, — придется догонять товарищей. Чтобы стать летчиком, надо хорошо теорию усвоить. Вот начлет вам поможет разобраться, да и товарищи тоже. От вас самого многое зависит — как будете относиться к занятиям.
А начлет заметил:
— Летчик должен знать и любить теорию — без нее в воздух не поднимешься.
Начальник задал мне несколько вопросов об учении в техникуме, а комиссар спросил, что привело меня в аэроклуб. Узнав, что я решил без отрыва от учения в техникуме приобрести летную специальность, так как она может пригодиться для обороны, он одобрил меня:
— Решение правильное. Сейчас, когда так сложна международная обстановка, наша молодежь, как никогда, должна быть готова к защите Родины. Ну, а теперь идите, знакомьтесь с учлетами. Ребята у нас хорошие, вы быстро войдете в нашу семью».
Материалы подготовила Нина Донских.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ