Марина Раскова. Преодолеть пространство и простор!
28 марта исполнится 105 лет со дня рождения нашей соотечественницы, выпускницы школы пилотов Центрального аэроклуба ОСОАВИАХИМа Марины Расковой.
Марина Раскова родилась в Москве 28 марта 1912 года в семье преподавателя музыки и оперной певицы.
Девочка рано осталась без отца: он трагически погиб в 1920 году. Марина окончила школу-девятилетку (одновременно с несколькими классами консерватории), и в 1929 году стала работать химиком-аналитиком на московском Бутырском анилинокрасочном заводе.
С 1931 года судьба Марины неразрывно связана с авиацией — через новую работу чертежницей, лаборанткой кафедры аэронавигации и инструктором штурманской кафедры в Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н. Е. Жуковского.
Без отрыва от основной работы в 1935 году Марина окончила школу ОСОАВИАХИМа и стала успешно летать на спортивных самолетах. В то время лозунг «От модели — к планеру, от планера — на самолет!» стал путеводной звездой для тысяч юношей и девушек. Неоднократно участвовала в дальних беспосадочных перелетах, экспериментальных полетах, в экспедициях с целью прокладки новых воздушных трасс, в составлении сложных навигационных расчетов воздушных парадов над Москвой и в самих воздушных парадах. В 1935 году со своими подругами-соратницами совершила первый групповой женский перелет по маршруту Ленинград (С.-Петербург) – Москва. В 1937 году вместе с Валентиной Гризодубовой, работавшей тогда инструктором в Тульском аэроклубе ОСОАВИАХИМа, участвовала в рекордном перелете Москва – Актюбинск.
В 1938 г. в качестве штурмана М. Раскова покоряет дальние перелеты: 2 июля с Полиной Осипенко и Верой Ломако на гидросамолете по маршруту Севастополь – Архангельск. Еще один рекорд: 24 – 25 сентября с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко на самолете конструкции Петра Сухого АНТ-37бис «Родина» из Москвы на Дальний Восток. Этот перелет побил рекорд дальности по прямой, принадлежавший француженке Дюпейрон (4360 км).
В конце полета при остановившихся моторах из-за недостатка топлива «Родина» шла на вынужденную посадку в дальневосточной тайге. По приказу командира экипажа В. Гризодубовой из-за опасности разрушения кабины штурмана Марина прыгнула с парашютом. Впрочем, «Родина», благодаря мастерству летчиц, приземлилась с незначительными повреждениями, хотя и без выпуска шасси. Начались поиски самолета. 3 октября их обнаружили с воздуха.
Марина Раскова увидела записку: «Прыгай, не задерживай нас». Ее приложила к стеклу командир экипажа Валентина Гризодубова. Их самолет совершал перелет на Дальний Восток в попытке установить мировой рекорд. Но приборы вышли из строя, самолет обледенел, предстояло садиться на грунт в тайге. Кабина штурмана — то есть Расковой — не соединялась с кабиной пилотов, и, так как рация не работала, они общались записками. Марина положила в карман плитку шоколада и пистолет. И прыгнула…
Марина десять дней провела в тайге в поисках места посадки «Родины». Неоднократно ей пришлось встречаться с «хозяевами тайги» – бурыми медведями, которых отважной летчице удавалось отгонять пистолетными выстрелами. Незадолго до выхода к самолету у нее оставалось только несколько патронов. Их приходилось на всякий случай экономить, а медведь тем временем шел рядом.
За этот беспосадочный перелет по прямой (5947 км) Марина Михайловна Раскова, Валентина Степановна Гризодубова и Полина Денисовна Осипенко были удостоены звания Героя Советского Союза.
Во время Великой Отечественной войны М. Раскова была командиром авиагруппы по формированию женских авиационных полков. В начале января 1942 года она назначена командиром 125-го женского бомбардировочного авиаполка.
Погибла Марина Раскова 4 января 1942 года в авиационной катастрофе при выполнении служебных обязанностей. Похоронена в Москве на Красной площади. Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно). Имя М. Расковой было присвоено Тамбовскому высшему авиационному училищу летчиков. В настоящее время имя М. Расковой носит улица г. Москвы, расположенная недалеко от станции метро «Динамо».
Сергей ЕЛИСЕЕВ, кандидат исторических наук,
полковник в отставке.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ