«Чёрная акула» — идеальный хищник неба
Ка-50, «Черная акула» — уникальный ударный вертолет. Практически не имеет аналогов в мире, дает фору в сто очков американскому стелсу по малозаметности, огневой мощи и внезапности атаки, за что получил у НАТО прозвище «Вервольф» (по-немецки оборотень) и Hokum (по-английски обман).
Вертолет с самого начала задумывался советскими инженерами как ответ американскому AH-64 Apache. Новая боевая машина разрабатывалась в абсолютном духе ОКБ «Камов»: двухвинтовая соосная схема без рулевого винта. Ниша для использования нового вертолета была определена очень быстро: непосредственная поддержка наземных войск, подобно уже заслужившему уважение Ми-24. Работы по проектированию были завершены в декабре 1972 года, но первый полет, в силу определенных причин, испытаний и проверок, состоялся лишь 10 лет спустя, 27 июня 1982 года. Вертолет получил первоначальное «рабочее» название В-80Ш1 (Вертолет 80-х годов, штурмовой) и был представлен как всепогодная машина для выполнения сложных и сверхсложных боевых задач на предельно малой высоте. По своей компоновке новый «боец», позже получивший обозначение Ка-50, существенно отличался от ранее сконструированных машин ОКБ «Камов». Ка-50 получил «самолетный» фюзеляж и хвостовое оперение, убирающиеся шасси и большее, относительно других вертолетов, крыло. Отличительной чертой вертолета стало использование в нем экипажа из одного летчика. Это решение потребовало от конструкторов применения большого числа вычислительных комплексов, которые облегчали пилоту задачу по пилотированию и применению вооружения. Поскольку в первых модификациях вертолет был одноместный, предполагалось использовать отличную от традиционной тактику боя, при которой Ка-50 получал внешнее целеуказание от вертолета-разведчика. При этом в 1990-е годы разрабатывались проекты беспилотных разведчиков: Ка-37 и Ка-137.
Встроенное и подвесное вооружение Ка-50 было выполнено также на высоте. Ка-50 имеет в своем распоряжении автоматическую 30-мм пушку 2А42, с темпом стрельбы до 500 выстрелов в минуту. Эту же пушку устанавливали на боевую машину пехоты БМП-2.
Подвесное вооружение вертолета размещается на четырех пилонах, на которые устанавливается до 12 ракет противотанкового комплекса «Вихрь» тульского КБ приборостроения. Лазерная система наведения с максимальной дальностью пуска до 10 километров способна эффективно разбираться с любой подвижной и неподвижной бронированной целью. Кроме противотанковых ракет, под крыло Ка-50 может быть подвешен практически любой авиационный боеприпас, масса которого не превышает 500 кг. «Вихрь» способен поражать танки противника практически со стопроцентной вероятностью, даже если они оснащены системами активной защиты и динамической брони.
Ка-50 барражирует в зоне ожидания до поступления информации по закрытому каналу телекодовой связи. Информационное поле кабины Ка-50 выдает сведения о местонахождении вертолета, рельефе местности и координатах цели. Вывод на цель осуществляется с точностью в несколько метров. Вертолет наносит удары и сразу уходит из возможной зоны поражения средствами ПВО.
Впервые в металле удалось воплотить уникальные идеи по пассивной защите вертолета. Саму идею бронирования «камовцы» позаимствовали у самолета-штурмовика Су-25, кабина и фюзеляж которого выдерживали до двух десятков попаданий из орудий самых разных калибров.
Живучесть машины обеспечивает не только высокий уровень бронирования: на вертолете установлено два газотурбинных двигателя, при отказе одного из них автоматически повышается мощность исправного и вертолет сможет продолжить полет.
Также на Ка-50 имеется система, которая в автоматическом режиме может вернуть вертолет на аэродром вылета в случае ранения или гибели пилота.
Создав Ка-50, конструкторы заложили в него огромные возможности. Несмотря на то что выпущено было всего 15 таких машин в разных модификациях, на смену Ка-50 пришел более совершенный Ка-52 «Аллигатор» — двухместный ударный вертолет, построенный по все той же схеме с двумя несущими винтами, но имеющий в своем распоряжении уже двух членов экипажа, один из которых выполняет пилотирование машины, а другой занимается применением вооружения и наблюдением за обстановкой на поле боя.
Вслед за реальным вертолетом большой успех сорвала и компьютерная игра под названием «Черная акула», по жанру являющаяся полноценным симулятором вертолетного боя.
Благодаря сложной системе управления, изложенной на нескольких листах, и урокам вождения и огня, дающимся в ней, компьютерная версия «Черной акулы» может по праву называться еще и тренажером для любителей.
Как и полагается, у серьезных родителей – серьезные дети, поэтому вертолетный симулятор «Черная акула» — это не простые стрелялки и развлечение для лентяев.
Не менее популярным был и художественный фильм 1993 года «Черная акула».
9 сентября 2016 года был установлен первый памятник знаменитой боевой машине на площади Славы города Арсеньева в Приморье, в непосредственной близости от завода «Прогресс». Построенное в 1936 году предприятие выпускало военные самолеты и вертолеты. В 1988 году здесь началась сборка первого предсерийного вертолета, и 22 мая 1991 года первый вертолет Ка-50, собранный на «Прогрессе», совершил взлет на заводском аэродроме. В настоящее время на заводе выпускаются боевые машины Ка-52 «Аллигатор».
Тактико-технические характеристики
Экипаж — 1 человек
Двигатели — 2хТВ3-117ВМА 2
Тяга двигателей — 2*2200 э.л.с
Взлетная масса: максимальная — 10800 кг,
нормальная — 9800
Масса пустого вертолета — 7692 кг
Скорость полета: максимальная — 300 км/ч,
крейсерская — 270 км/ч
Потолок: статический — 4000 м,
динамический — 5500 м
Дальность полета с нормальной взлетной массой — 460 км
Перегоночная дальность — 1160 км.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ