Сергей Королев – полководец Вселенной
Имя Сергея Павловича Королева хорошо известно во всем мире. Российский ученый — конструктор ракетно-космических систем, действительный член Академии наук СССР (1958, член-корреспондент с 1953 г.), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957); руководитель советских ракетной и космической программ, основоположник практической космонавтики.
Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории были совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере, Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны, а также были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», спутники серии «Космос», межпланетные аппараты серии «Зонд». А начинал он свою деятельность в ОСОАВИАХИМе, что говорит о том, что государство придавало огромное значение этой организации. Вспомним, как все начиналось…
«Считаю, что главным у Королева было не то, что он что-то придумал или изобрел. Я в свое время долго размышлял о Королеве и всех тех людях, которые действительно совершили крупные открытия, я бы сказал, открытия общемирового значения, и думал, как их назвать одним словом: великий ученый, великий инженер? Все это ерунда. Великих ученых много, много и великих инженеров. А эти люди были явлениями уникальными. И я, повторяю, не придумал лучшего слова, чем полководец».
Из воспоминаний академика Бориса Раушенбаха о Сергее Королеве.
Так рождалась ракета…
В начале 30-х годов перспективы буксировочных полетов считались очень заманчивыми, и Президиум ЦС ОСОАВИАХИМа по итогам IX планерного слета, проходившего в 1933 году, принял специальное решение о содействии работам в области буксировки и об организации совместно с Аэрофлотом Центральной школы буксировки, в задачу которой входили экспериментальные работы и подготовка кадров.
Целенаправленная работа по внедрению в практику буксировочных полетов отразилась и на характере XI планерного слета, проходившего осенью 1935 года. Почти все планеры прибыли в Крым по воздуху — 31 планерный поезд. В составе одного из поездов, прибывшего из Москвы, был новый двухместный планер С. П. Королева СК-9. Пассажиром планера был Королев.
Назначение планера — полет вдоль грозового фронта — было, можно сказать, заявкой на рекордные достижения. Именно с использованием грозовой обстановки связывалась возможность новых рекордов дальности. Многолетний опыт развития планеризма показал, что полеты вдоль грозового фронта, ставшие обычным явлением, по-прежнему используются для улучшения рекордных показателей. Так что целевое назначение планера СК-9, сформулированное С. П. Королевым, отражало актуальные потребности планеризма. Летные испытания подтвердили эффективность мер, принятых С. П. Королевым для обеспечения высоких летных качеств планера СК-9 как парителя.
Вскоре после XI слета С. П. Королев приступил к переоборудованию планера СК-9 в ракетоплан, которому позднее был присвоен индекс РП-318-1. Изучение соответствующих документов позволяет заключить, что планер СК-9 был заранее задуман для переоборудования в ракетоплан.
Орбиты главного конструктора
В конце XIX и в начале XX века в России наблюдался космический бум. Его подпитывали фантасты и ученые. К. Циолковский создал космический труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Люди зачитывались фантастической повестью «Вне Земли» Циолковского и особенно романом Толстого «Аэлита». Книжные герои инженер Мстислав Лось и красноармеец Алексей Гусев, отважившиеся отправиться на Марс, стали фаворитами миллионов. Это было фантастикой. Но жил реальный Лось, разработавший космический корабль-аэроплан, наш соотечественник Фридрих Цандер, последователь идей Циолковского. Но Сергей Королев еще не читал ни Циолковского, ни Цандера. Они войдут в его жизнь позднее. Пока по окончании школы Сергей работал плотником, позднее встал за станок, на производство. Трудовой стаж Главного конструктора начался с шестнадцати лет. «Я буду строителем… но только самолетов», — говорил в те годы Королев.
Мечты сбываются!
В марте 1931 года Сергей Королев вернулся на работу в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), совмещая работу в Группе изучения реактивного движения (ГИРД). Она была создана в августе 1931 года при Бюро воздушной техники Центрального совета ОСОАВИАХИМа в год 75-летия со дня рождения Циолковского. Технический совет возглавил Королев. Работа гирдовцев увенчалась успехом. 17 августа 1933 года на подмосковном полигоне Нахабино в небо умчалась первая советская ракета ГИРД-09 конструкции М. К. Тихонравова на жидком топливе.
Итоги первых шагов советского ракетостроения С. П. Королев подвел в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Он также участвовал в работе Стратосферных комитетов ОСОАВИАХИМа и АвиаВНИТО. С помощью ОСОАВИАХИМа Королевым был построен тяжелый двухместный планер-паритель СК-9, который успешно прошел летные испытания, включая полет в Коктебель и обратно на буксире за самолетом для участия в планерных состязаниях. Позднее этот планер использовался для опытов с жидкостным реактивным двигателем. А в начале 1936 года в РНИИ был создан отдел ракетных летательных аппаратов, главным конструктором которого был назначен С. П. Королев.
Организованная Ф. А. Цандером и С. П. Королевым вместе с другими энтузиастами Центральная группа по изучению реактивного движения (ЦГИРД) при Центральном совете ОСОАВИАХИМа стала началом огромного по своей значимости дела, открывшего нашей стране, а с ней и всему человечеству дорогу в космос.
Всего с 1930 по 1941 год ОСОАВИАХИМ дал путевку в небо 121 тысяче летчиков, 27 тысячам планеристов и 122 тысячам парашютистов. Задача создания Воздушного флота молодой Республики Советов была решена.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ