Дозаправка самолетов в воздухе началась еще в 1912 году
Дозаправка в воздухе – это передача топлива одним летательным аппаратом (ЛА) другому, выполняемая преимущественно в целях увеличения длительности или дальности полета заправляемого самолета. Чем больше длительность полета ЛА, тем больше радиус действия боевой машины и дальность беспосадочного маршрута транспортной. Дозаправку в воздухе осуществляет или специально созданный для этой цели самолет-заправщик, или способный выполнять функции грузо-пассажирских перевозок и дозаправки в воздухе транспортно-заправочный самолет с топливозаправочным оборудованием, или боевой самолет-заправщик, получающий возможность дозаправлять другие ЛА за счет временно устанавливаемого оборудования.
Считается, что авторство идеи дозаправки в воздухе принадлежит России. Она была выдвинута в 1917 году в нашей стране и запатентована в 1921 году выехавшим в США летчиком, впоследствии ставшим авиаконструктором, Александром Прокофьевым-Северским.
Дозаправлять самолеты в воздухе пытались еще в 1912 году. Для этого канистру с бензином передавали с одного аэроплана на другой. Затем стали приспосабливать для этого шланг, который сбрасывали с одного самолета и вручную ловили на другом. Первая успешная дозаправка по такой схеме произошла 27 июня 1923 года в США.
В число основных задач, поставленных перед ВВС РККА, входило существенное увеличение радиуса действия боевых самолетов. Одним из перспективных путей достижения этой цели считалось освоение дозаправки самолета в полете. Поэтому идея создания самолетов-танкеров начала активно претворяться в жизнь в конце 1920-х годов. У ее истоков стоял известный авиаконструктор Владимир Сергеевич Вахмистров. Первые успешные испытания системы дозаправки были проведены В. С. Вахмистровым в 1932 году.
В ноябре 1929 года Научно-испытательному институту ВВС поручили разработать конструкцию для дозаправки применительно к самолету Р-1. Этот самолет применялся в ВВС РККА в качестве разведчика и легкого бомбардировщика.
К переоборудованию Р-1 в заправщика приступили во второй половине декабря 1929 года. Работой конструкторов руководил военный инженер А. К. Запакованный. На «самолете-заправщике» Р-1 пулеметная турель была доработана в барабан, на который наматывался 30-метровый шланг. Вращая турель, можно было его выпускать или втягивать через окно для бомбоприцела. Шланг заканчивался наконечником с автоматическим клапаном и свинцовой гирей весом 3,5 кг. Внутри шланга имелся телефонный провод для выравнивания электрических потенциалов между самолетами во избежание разряда статического электричества и, как следствие, пожара. Слив топлива должен был идти самотеком. Во второй Р-1 (заправляемый) была вмонтирована приемная горловина. Пока шли подготовительные испытания, на обоих самолетах использовались емкости по 32 л, пока не соединенные с топливными системами.
К 31 июля 1930 г. заправочное оборудование было готово. В августе его установили на самолеты и начались испытания. Сначала попробовали ловить веревку с грузом. Самолеты пристраивались друг над другом, уравнивали скорости, и техник, сидевший в кабине летчика-наблюдателя (лётнаба) на нижней машине, ловил «грузовую грушу». Это оказалось делом нелегким и небезопасным. Летнаб мог получить удар «грушей», опасность была и для летчика, находящегося в передней кабине.
Наконец этот этап испытаний благополучно прошли. 29 августа впервые вылетели с настоящим шлангом. Машины находились на расстоянии примерно 12 м друг от друга. Техник успешно поймал груз и засунул наконечник шланга в горловину. Вниз потекла вода из бака верхнего самолета. При разъединении шланга клапан перекрыл дальнейшую подачу. Потом по такой же схеме стали переливать бензин.
В одном из полетов кто-то из пилотов зазевался, и гиря пробила крыло. В другом случае шланг попал во вращающийся пропеллер, который отрубил три метра шланга. До 1 декабря 1930 года было совершено 26 полетов.
В ВВС РККА начали поступать новые боевые самолеты: разведчик и легкий бомбардировщик Р-5 и тяжелый бомбардировщик ТБ-1. Для ТБ-1 увеличение дальности было весьма актуально. Поэтому решено было научиться дозаправлять ТБ-1, а в качестве заправщика использовать Р-5.
В январе 1932 г. закончили переделку обоих самолетов. Шланг на Р-5 наматывался на барабан ручной лебедки, установленной вместо фотоаппарата, в кабине летнаба.
В июне 1932 года Р-5 был доработан большим баком на 550 л бензина, который располагался под фюзеляжем. Теперь вместе с дополнительными внутренними баками Р-5 мог слить в ТБ-1 до 1040 л топлива. При этом Р-5 сливал и часть своего топлива. Если дозаправка была полной, то ТБ-1 приобретал возможность лететь еще четыре часа.
В начале 1930-х годов в ВВС РККА появился самый большой в мире четырехмоторный моноплан ТБ-3, которому тоже было решено увеличить радиус боевого действия за счет дозаправки.
После этого работы по дозаправке в воздухе в СССР практически приостановились до начала холодной войны. Появление же ядерного оружия заставило правительства разных стран, и прежде всего СССР и США, задуматься над поиском способов увеличения радиуса действий для самолетов.
Новую систему дозаправки в воздухе «с крыла на крыло» разработали два советских летчика-испытателя И. И. Шелест и В. С. Васянин. Их изобретение оказалось значительно эффективнее и проще, чем оно было у англичан. Система успешно прошла госиспытания на самолетах Ту-4 и в 1951 году была на вооружении до конца 1990-х годов.
Ни одна другая страна этот способ не применяла – он был, по мнению иностранцев, слишком рискованным. Заметим, что дозаправка «с крыла на крыло» использовалась почти исключительно на самолетах — носителях ядерного оружия Ту-4 и Ту-16.
Испытания системы «с крыла на крыло» проводились на двух Ту-4. Самолеты в строю летели параллельными курсами – крыло к крылу. Самолет-заправщик выпускал из законцовки крыла трос со стабилизирующим парашютом. Бомбардировщик маневрировал таким образом, чтобы положить штангу, торчащую из торца крыла, на трос. При проскальзывании троса по штанге бомбардировщика трос цеплял гибкую тягу, за которую вытягивал из крыла шланг. Достигнув крыла заправщика, шланг стыковался с заправочной магистралью, и начиналась перекачка топлива. Топливо перекачивалось под давлением с большой скоростью. После заправки процесс шел в обратном направлении: бомбардировщик втягивал шланг, заправщик выпускал трос. После втягивания шланга трос освобождался, и заправщик (Ту-4) был готов заправить другой самолет.
На самолетах Ту-16 схема была изменена. Самолет-заправщик выпускал из законцовки крыла шланг со стабилизирующим парашютом на конце. Бомбардировщик маневрировал таким образом, чтобы положить край своего крыла на концевой участок шланга. При соскальзывании шланга с законцовки крыла бомбардировщика шланг ловился крюком, который втягивал шланг в заправочную горловину.
Система дозаправки В. С. Вахмистрова 1930-х годов в 1953 году вновь прошла успешные испытания в процессе дозаправки в воздухе одновременно двух истребителей МиГ-15 от танкера Ту-4. Две точки дозаправки располагались на законцовках крыла заправщика. Тросы не использовались. Выпускаемые шланги с конусами стыковались со специальными телескопическими штангами, укрепленными на носовой части истребителей.
В середине 1950-х, когда проблема дозаправки истребителей потеряла актуальность, эта система была приспособлена под бомбардировщики. И прежде всего под стратегический самолет М-4. В качестве самолета-заправщика стали использовать меньший по размерам Ту-16.
За многие десятилетия система дозаправки значительно усовершенствовалась. Достаточно сказать, что современные заправочные установки позволяют перекачивать топливо со скоростью до 4500 литров в минуту.
Вертолет, оборудованный системой дозаправки, может дозаправляться с корабля, зависнув над ним и подняв лебедкой шланг с палубы на борт. У некоторых вертолетов есть аппаратура для заправки от конуса; они могут заправляться от обычных самолетов-заправщиков.
В средствах массовой информации в настоящее время имеются сообщения, что разрабатываются системы, которые позволят не только заправлять самолет в воздухе, но и пополнять его боезапас.
Кандидат исторических наук
полковник в отставке С. П. Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ