Беспилотник взлетит и с подоконника
Предыстория беспилотных летательных аппаратов (БЛА) начиналась на воде. В 1899 году изобретатель, физик и инженер Никола Тесла (10 июля 1856 г. – 7 января 1943 г.) сконструировал и продемонстрировал общественности первый в мире радиоуправляемый кораблик, что дало свой толчок развитию дистанционно управляемых аппаратов.
Уже следующим «беспилотником» оказался летательный аппарат. Военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг (29 августа 1876 г. – 25 ноября 1958 г.) в 1910 году, вдохновленный успехами братьев Райт, предложил летательный аппарат, управляемый не человеком, а часовым механизмом, который в определенное время сбрасывает свои крылья и падает на врага. Увы, после нескольких испытательных полетов проект понемногу сошел на нет, и в боевых действиях этот беспилотный летательный аппарат не применялся.
Так почему же беспилотник становится предпочтительнее по сравнению с пилотируемым летательным аппаратом? Во-первых, БЛА значительно дешевле. Во-вторых, обычный самолет требует систем защиты и жизнеобеспечения экипажа. В-третьих, беспилотник свободно приземляется на взлетно-посадочную полосу не более 600 метров, не говоря уже о БЛА класса «микро», которые могут сесть даже на подоконник. Посмотрите на фото самого маленького в мире (2004 г.) БЛА — и вы убедитесь в этом.
В-четвертых, большие затраты на подготовку пилотов по сравнению с подготовкой операторов БЛА. Можно назвать и другие причины «бума беспилотников» в ХХI веке.
Военное применение БЛА тяжелее воздуха продолжает будоражить воображение военных, однако первыми БЛА-воинами были летательные аппараты легче воздуха. Их применение впервые состоялось в 1849 г., когда Венецианская республика восстала против австрийского владычества. Как следствие, австрийцы подошли к Венеции и начали обстреливать город из орудий, но Венеция, расположенная на островах, оказалась недосягаемой для артиллерии того времени. Тогда лейтенант австрийской артиллерии Франц фон Юхатик выдвинул идею бомбардировать город с воздушных шаров. Он предложил воздушные шары запускать по ветру в сторону Венеции. Затем в расчетный момент часовые механизмы должны были отцеплять от шаров заряды со шрапнелью.
Первая необычная бомбардировка Венеции была предпринята 12 июля 1849 года, когда два бомбардировочных шара были запущены в сторону этого островного города, но из-за сменившегося направления ветра бомбы проплыли мимо цели и взорвались вне города. Через два дня, 15 июля, с борта военного судна снова стартовали два шара с бомбами в направлении Венеции. На этот раз все прошло удачно – шары долетели до Венеции и в нужный момент сбросили на город шрапнель.
Внезапное нападение с воздуха вызвало панику среди населения Венеции. Убедившись в эффективности нового оружия, австрийцы провели массированную бомбардировку: 22 августа 1849 года они направили на город в течение двух часов примерно 200 шаров-бомбардировщиков.
Больших разрушений такая бомбардировка не вызвала, но население все время находилось в панике из-за неопределенности: ведь где бомба упадет, там наверняка возникнет пожар, так как Венеция и ее флот были деревянными. Кстати, венецианский флот во время налета беспилотников старался как можно быстрее выйти в открытое море во избежание поражения своих пожароопасных конструкций.
В нашей стране телеуправляемый беспилотный самолет был создан под руководством конструктора Никольского в 22-м Научно-исследовательском институте на базе серийного учебно-тренировочного самолета А. С. Яковлева УТ-2. На нем было установлено специальное радиооборудование для дистанционного управления с самолета СБ (скоростного бомбардировщика).
Заводские испытания переоборудованного УТ-2 проводились в Ленинграде на производственной базе завода № 379 на Комендантском аэродроме в начале 1941 года. Государственные испытания были запланированы на июль-август 1941 года, однако работы прекращены в связи с началом Великой Отечественной войны.
В 1933 году на ТБ-1 испытали автопилот АВП-2, сопряженный с аппаратурой радиоуправления. Однако этот телепилотируемый бомбардировщик не состоялся, так как сказывалась низкая точность визуального (с другого самолета) наведения. Да и характеристики автопилота оставляли желать лучшего.
Все же опыты с ТБ-1 продолжались довольно долго, и лишь весной 1939 года Военному совету ВВС продемонстрировали полеты ТБ-1, управлявшегося по радио от взлета до посадки с другого самолета. В заключении по испытаниям комиссия отметила: «Проведенные испытания доказали, что впервые в СССР (…) разрешена проблема создания телемеханического самолета…»
80 лет назад, в июне 1937 года, Чкалов, Байдуков и Беляков на самолете РД (АНТ-25 – Андрей Николаевич Туполев) выполнили рекордный перелет из Москвы в США (Ванкувер) через Северный полюс, покрыв расстояние около 10 тысяч километров за 63 часа 25 минут. Месяцем позже другой самолет РД («Рекорд дальности») выполнил новый рекордный перелет Москва – Сан-Джасинто, 11,5 тысячи километров за 62 часа 17 минут.
РД был тихоходной и маломаневренной машиной, развивавшей скорость 246 км/ч. Кроме того, для старта РД требовалась бетонная полоса длиной три-четыре километра, и поэтому от его применения в качестве пилотируемого бомбардировщика отказались. Однако в советском «Остехбюро», создание которого в свое время одобрил В. И. Ленин, проектировался «телемеханический» самолет РД, который мог в телеуправляемом режиме лететь по сигналам радиомаяков. На вооружение «телемеханический РД» должен был поступить также в 1937 году. Стартовав с подмосковного аэродрома Монино, эта машина могла доставить полтонны взрывчатки в любую точку Северного полушария, но по разным причинам и этот проект был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны с советской стороны БЛА фактически не применялись, но разработки их продолжались, особенно в КБ В. Н. Челомея.
Первым советским послевоенным БЛА-разведчиком стал самолет Як-9В. Это был дистанционно пилотируемый аппарат дозиметрического контроля. Пять таких самолетов осуществляли дозиметрический контроль в атмосфере после проведения ядерных испытаний. Следующим шагом стал серийный выпуск разведчика Як-25РВ. Он был создан в 1959 году в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном.
Во второй половине ХХ века в СССР был построен целый флот беспилотных летательных аппаратов различного назначения: от сверхзвукового дальнего разведчика Ту-123, перекрывавшего почти весь Европейский театр военных действий, до многоцелевого Ла-17. О масштабах внедрения БЛА в Вооруженных Силах СССР говорит один факт: в период с 1976 по 1989 год выпущено 950 реактивных аппаратов Ту-143. Подобной серии не имел ни один беспилотник мира.
Полковник в отставке С. П. Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ