«Заря» в Алабине. Война понарошку
Крупнейшая в мире международная военно-тактическая игра «Заря: сутки на броне. Встреча на Эльбе» на Кубок Министра обороны Российской Федерации прошла в минувшие выходные на подмосковном полигоне Алабино 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии. Я отправился туда и выяснил, зачем взрослые люди играют в войну.
Субботним утром 20 мая городок на полигоне «Заря» превратился в самую настоящую партизанскую деревню. Близлежащий лес пестрел туристическими и кемпинговыми палатками, бородатые мужчины с запредельно суровыми лицами надевали мудреную экипировку и в который раз осматривали свои приводы (так называют оружие страйкболистов). Под стать им выглядели и женщины. Представительницы прекрасной половины человечества волновали своим воинственным видом и блеском в глазах. Даже во время приготовления утреннего кофе на походном примусе.
В 2017 году «Заря» собрала более пяти тысяч участников из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. На торжественном построении можно было наблюдать игроков из Германии, Израиля, Франции, Китая, Финляндии, Эстонии и многих других государств. Был даже один американец, его взяли в команду российские друзья. Ровно в полдень состоялось открытие юбилейной, десятой игры. После непродолжительных речей организаторов, которые напоминали о соблюдении мер безопасности, игроки разошлись готовиться к наступлению.
«Наша юбилейная игра посвящена еще одному знаменательному событию – 90-летию со дня образования ДОСААФ. Выражаю благодарность оборонному обществу страны и Клубу Героев за постоянное содействие в проведении наших патриотических мероприятий, — обратился к присутствующим руководитель Оргкомитета военно-тактических игр «Заря» Игорь Толстошеин.
В этот раз «война» была назначена на 13.00, так что у бойцов осталось время на последние проверки своего оружия, экипировки и радиостанций. Но вот пробил час дня, и «войска» разошлись по своим позициям. На «Заре» сражаются две армии — «синих» и «желтых». Первые занимают северную часть полигона, а их противники выдвигаются на юг. Какие-то отряды уходят пешком, других на «передовую» подвозит настоящая бронетехника. Министерство обороны традиционно выделило для «Зари» несколько бронетранспортеров и боевых машин пехоты. А тех, кому не досталось места на броне, транспортируют тентованные КамАЗы.
Когда группа журналистов дождалась своего транспорта, а в этот раз им послужила БМП-2, у базового лагеря показались первые «потери». По правилам «Зари», если человек получил «ранение» пластиковым шариком в любую часть тела, то он выбывает из игры и должен пройти в так называемый мертвяк. При этом он обязан держать ярко-красную тряпку или платок, чтобы другие игроки не тратили на него «пули». Каждые полчаса посредник объявляет их вновь живыми и отпускает на игру.
Итак, мы выдвинулись на первую игровую площадку. Для человека, не погруженного в атмосферу страйкбола, картина разворачивалась сюрреалистическая: засев по обе стороны танковой дороги, «синие» и «желтые» неслышно постреливали друг в друга из «автоматов» и «винтовок». С каждой минутой росло количество жертв — «убитые» вытаскивали из карманов красные повязки и понуро уходили с линии огня.
Но уже на следующей площадке развернулась настоящая баталия. Лес за поворотом был окутан дымами, а сквозь рев двигателя нашей бронемашины слышались хлопки и взрывы. Спешиваемся и бежим на место событий. Несмотря на то что бой здесь игровой, он именно что ожесточенный. Не меньше пятидесяти человек штурмуют блиндаж, над которым развевается флаг их соперника. Плотность «огня» здесь настолько высокая, что можно разглядеть летящие очереди шариков. То и дело мелькают красные тряпки, а из леска подтягиваются новые бойцы. Крики и брань слышны со всех сторон. В какой-то момент азарт доходит до такого накала, что командир штурмового отряда, как настоящий политрук из советских фильмов, поднимает все поле в атаку. Воздух сотрясается от яростного «Ура!», и блиндаж «противника» взят. Судя по толпе воинов с красными повязками — ценой огромных потерь.
На третьем плацдарме наблюдаем дуэль гранатометчиков. «Синие» и «желтые» сошлись в молодой березовой роще. Достать в ней друг друга из стрелкового оружия практически невозможно, и нужно что-то потяжелей. То и дело в обе стороны улетают пневматические ракеты из настоящих гранатометных тубусов типа «Мухи», а бойцы покрепче швыряют ручные гранаты. Одна из них внезапно прилетела под ноги автора этих строк и, не оставив даже трех секунд для броска на землю, взорвалась. Шариков в гранате не оказалось, но, как заметил сопровождавший нас посредник, для игрока оказаться ближе чем в трех метрах от такой гранаты означает поражение.
А тем временем над полем боя появилась «фронтовая авиация». На «Заре» ее роль выполняют несколько мотопарапланов. Они появляются внезапно и сбрасывают на позиции той или иной стороны страйкбольные бомбы. По правилам игры запрещено стрелять по летательным аппаратам из приводов, поразить их можно только «оружием», предназначенным для игры в лазертаг. Для пущего экстрима во время одной из воздушных атак загрохотал башенный пулемет стоявшей рядом БМП-3.
Но пора возвращаться в базовый лагерь — по рации посреднику передали, что наш транспорт нужен игрокам. Делать нечего — возвращаемся. Оказывается, жизнь кипит не только на фронте, но и в тылу. Длинная очередь выросла перед входом в столовую, откуда разносится сказочный запах гречневой каши с мясом и макарон по-флотски. Эти шедевры армейской кухни делают свое дело — подкрепившиеся бойцы оживленно обсуждают игровые моменты и вновь собираются в «бой».
За сборами удалось пообщаться с несколькими игроками, чтобы получить ответ на вопрос: зачем взрослые люди играют в страйкбол? Это хорошее хобби, которое помогает отключиться от мыслей о работе, полагает инженер из Ростова-на-Дону Виталий Лапика. А для промышленного альпиниста из Москвы Светланы Малышевой страйкбол — надежное средство борьбы со стрессом и поддержания хорошей физической формы. Как и для начальника вагонного депо из Великих Лук Александра Карлова, который полюбил страйкбол за адреналин и обилие трудностей. «Это игра друзей, где все свои и нет места неадекватным людям», — рассказал он нашей газете.
О самой игре участники юбилейной «Зари» отозвались положительно. И в одном все были единогласны — десятой «Заре» очень повезло с погодой, и было относительно сухо и тепло: в прошлом году пришлось «воевать» под дождем и по колено в грязи.
Григорий Чирков.
Фото Михаила Муравьева.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ