Пять вопросов разведчику
Владимир Горовой, член Попечительского совета ДОСААФ России, ветеран внешней разведки, Герой Советского Союза
Почему российский разведчик не может не быть патриотом, что является его главным оружием и почему наладить патриотическое воспитание молодежи сегодня лучше получается у военных, нашей газете рассказал член Попечительского совета ДОСААФ, ветеран внешней разведки, Герой Советского Союза Владимир Горовой.
— Владимир Ильич, уже не первый год мы слышим о развитии патриотического воспитания российской молодежи. Как, на ваш взгляд, обстоят дела с этим сегодня?
— В первое десятилетие XXI века о патриотическом воспитании никто и не помышлял. В Конституции закреплено, что в нашей стране не может быть государственной идеологии. А программы патриотического воспитания, принимавшиеся с 2001 года, лишь декларировали, как должна вестись такая важнейшая для настоящего и будущего страны работа. На деле же она была лишена системности и страдала от организационной разобщенности.
И только в 2012 году руководство страны твердо заявило, что у воспитания молодежи должен быть один фундамент — патриотизм. И никаких других основ быть не может.
На национальном уровне целенаправленно и масштабно патриотическим воспитанием молодежи занимается в настоящее время главным образом Министерство обороны. Я полагаю, что такой подход обусловлен ясным пониманием нашими военными всей ее важности и для настоящего, и для будущего России. На это направляются немалые ресурсы, в том числе кадровые.
Нарастающей эффективности в этом плане можно ожидать и от такой возрожденной после разгрома в недалеком прошлом прежними «реформаторами» организации, как ДОСААФ, перед которой поставлена задача стать всероссийским центром военно-патриотической подготовки подрастающего поколения.
К сожалению, представляется, что те площадки для патриотического воспитания, которые подведомственны министерствам образования и культуры, находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Кто-то выполняет указания президента, а кто-то их тихо саботирует.
Наша ассоциация уделяет значительное внимание работе с молодежью, в частности на школьном уровне. Именно на этом этапе взросления закладываются морально-нравственные и патриотические ценности и принципы. Однако до недавнего времени мы нередко не находили должного понимания важности этой задачи со стороны школьного руководства. Были случаи, когда нам отказывали в проведении уроков по патриотической тематике, ссылаясь на перегруженный план занятий. А нам, ветеранам, всего-то нужен хотя бы один такой урок в месяц. Всего-то 45 минут пообщаться со школьниками. Иногда нам прямо давали понять, что не видят смысла в уроках патриотизма. Был однажды и такой случай — преподаватель истории одной из школ заявил, мол, а чего вы будете рассказывать, как Гитлер на нас напал? Вы что, не знаете, что это мы готовились напасть на Германию?
В Департаменте образования мне как-то сказали, что вместо уроков патриотизма лучше вести занятия по основам малого предпринимательства. Получается, что задача воспитания патриота своей страны не чета воспитанию психологии мелкого бизнесмена. Следует отметить, что в последнее время таких случаев практически не отмечается. Хотя недавно мы устроили чрезвычайно интересное познавательное мероприятие на тему героев-летчиков Великой Отечественной войны. В нем приняли участие целый ряд ветеранов. Мы ожидали, что зал будет заполнен старшеклассниками, учащимися кадетских классов. Ведь даже одно такое мероприятие запоминается на всю жизнь и раскрывает всю суть патриотизма как основного движущего стимула в защите Родины. Но зал оказался почти пустым. И выяснилось, что в соответствии с установкой Департамента образования посещение таких мероприятий в учебное время нежелательно, так как якобы это сильно нарушило бы учебный процесс.
Нарекания вызывают и школьные программы по литературе, которые все еще явно недостаточно опираются на произведения, способствующие истинно патриотическому воспитанию учащихся.
Саботаж патриотического воспитания я наблюдаю и в сфере культуры. Посмотрите, какие фильмы сегодня снимают про Великую Отечественную войну? Я, например, до сих пор не могу забыть фильм «Сволочи» — образчик антипатриотической направленности. И это только один пример из целого ряда других подобного рода. Та же история и со СМИ. У нас крайне мало изданий, стоящих на патриотических позициях. А нынешний разброд в культурной сфере и средствах массовой информации, подмена этого принципа разрешением, а нередко и поощрением вседозволенности под предлогом «соблюдения демократии» подрывает основы российской государственности. В нашем нынешнем обществе есть определенная, крайне узкая, кстати, прослойка людей, которые способствуют продвижению в политику, экономику, образование, культуру западных так называемых «ценностей» и интересов. С такими проявлениями нужно активно бороться. Подчеркну, что это не цензура, а защита стабильности государства, морально-нравственных устоев нашего общества для того, чтобы Россия могла сохранять свою национальную идентичность, а россияне, и нынешние и будущие поколения, гордились тем, что они являются гражданами Российского государства.
— Может ли офицер разведки не быть патриотом?
— Может. Но тогда он будет разведчиком по образованию, но не по личному отношению к характеру своей работы. Я имею в виду нашего российского разведчика. Обучить профессиональной технике можно очень многих. Но ощущать себя не просто сотрудником специальной службы, а бойцом, защитником своей Родины на переднем крае обеспечения ее интересов, работать с постоянным чувством ответственности за результат, без оглядки на трудности и опасности, может только патриот своей страны.
У разведчика должно быть понимание того, что он идет в разведку не для того, чтобы иметь работу, зарплату и возможность пожить за границей за государственный счет, а для того, чтобы служить на благо своей Родины. Только тогда он будет настоящим разведчиком.
Идея патриотизма заложена в самой системе российской разведки. Например, ЦРУ и другие западные спецслужбы работают на то, чтобы дестабилизировать политическую и экономическую обстановку в разных странах мира, организовывать там государственные перевороты в своих интересах, устранять неугодных политических деятелей, насаждать послушные им режимы и своих марионеток и т. п. Посмотрите, что стало с государствами Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, где похозяйничали американцы? Там хаос, всенародные бедствия, которые еще неизвестно, когда и чем закончатся.
Наша же разведка не работает на дестабилизацию других государств. Да, мы привлекаем к сотрудничеству источники, чтобы получать информацию о происходящем в той или иной стране, важную для обеспечения нашей безопасности и защиты национальных интересов. Но наши разведчики не свергают лидеров этих стран, не организуют насильственную смену власти в них.
— К чему должен быть готов молодой человек, который хочет пойти служить в разведку?
— Прежде всего к осознанию сложностей и тягот этой профессии и формированию своего характера в соответствии с ее требованиями. Когда мне приходилось набирать людей в свое подразделение, во время бесед с потенциальными кандидатами я оценивал его с точки зрения общего развития, культурного вида, как этот человек смотрится, как ведет беседу. Разведчику необходимо овладеть сложным искусством подать себя, расположить к себе собеседника. Потому что без этого вряд ли можно рассчитывать на должную эффективность. Необходимо также постоянно работать над собой, над устранением выявляющихся пробелов и недостатков, над повышением своего профессионализма и тем самым разведывательного потенциала. Многие офицеры, получившие очень хорошую подготовку, на деле оказывались пустыми в оперативной работе из-за недостаточной или отсутствия работы над собой.
Разведчик должен обладать упорством и настойчивостью. Он должен продолжать активно действовать, даже когда отсутствуют результаты, не опускать руки и не падать духом. Сейчас очень трудно целенаправленно завести необходимую связь, потому что во время работы за рубежом уйти из-под контроля местной контрразведки становится все сложнее.
Обучение разведывательному мастерству многогранно. Разведчик должен владеть всеми его элементами. Однако есть один, имеющий особое значение. Это владение важнейшим оружием — иностранным языком. Информация получается в основном от людей, и знание иностранного языка должно быть не просто удовлетворительным. В моей практике были случаи, что разведчик ну всем хорош — коммуникабельный, обаятельный, профессионально отлично подготовлен. А как дело доходило до того, чтобы это обаяние перенести в беседу, показать свою эрудицию и разговорить собеседника, выйти на его интересы (если это не чисто меркантильная заинтересованность), то офицер «не вытягивал» разговор. А в любом человеке важно нащупать жилку, которая его интересует. И тогда он охотнее пойдет на общение.
Очень важен в жизни разведчика спорт. Тренированному человеку легче справляться с физическим и ментальным напряжением, которое он часто испытывает в своей оперативной деятельности, особенно когда проводит важные операции. Таким мероприятиям всегда предшествует тщательная проверка, не идет ли за разведчиком наружное наблюдение. Эта проверка может продолжаться несколько часов и требует большой выносливости и длительной концентрации внимания, что обеспечивается хорошей физической подготовкой.
Кроме того, весьма желательно, чтобы офицер разведки владел распространенным видом спорта. Это способствует его более эффективной оперативной работе.
Наконец, разведчик должен быть аналитиком своей работы, а это не всем дано. Нужно постоянно обдумывать, почему у тебя что-то не получается и где искать решение. Речь идет прежде всего о поиске источников информации. Зачастую начинается распыление усилий, заведение бесполезных связей в надежде, что среди них попадется что-то интересное. А надо сесть и продумать каждый свой шаг.
— Можно ли отнести к трудностям работы разведчика то, что о результатах его работы широкая публика никогда не узнает?
— Решение о раскрытии работы разведчика принимается индивидуально. Так, о разведчиках-нелегалах Геворке и Гоар Вартанян, то есть очень засекреченных сотрудниках, стало известно для того, чтобы наши иностранные оппоненты поняли, какими возможностями обладает российская разведка и что на их территории может находиться немало таких же разведчиков, как супруги Вартаняны.
— Но чем тогда захватывает работа разведчика?
— Профессия разведчика окутана ореолом романтики, формирующейся на почве фильмов и книг, что привлекает в нее немало молодых людей. Но лучше, если ее выбор происходит осознанно. На одной из встреч со школьниками ко мне подошли трое ребят и спросили: как попасть на службу в разведку? Я спрашиваю: «А почему вы хотите стать разведчиками?» И они мне сказали, что в разведке смогут принести больше пользы нашей стране.
Тот, кто считает разведывательную работу своим призванием, несмотря на ее трудности, тот будет разведчиком. И патриотом.
Беседу вел Григорий Чирков.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ