Специальная техника инженерных войск
Номенклатура инженерной техники обширна. В основном инженерная техника создана для того, чтобы не разрушать, а созидать, так как используется для наведения переправ через водные объекты, установки мостов, расчистки завалов, устройства проходов для движения автомобильной и гусеничной техники там, где проехать, казалось бы, невозможно.
ИМР-2
Это обновленная модификация машины ИМР (инженерная машина разграждения), созданной на базе среднего танка Т-55 и принятой на вооружение в 1969 году.
ИМР-2 – машина универсальная, в ее задачи входят расчистка завалов и разрушений, проделывание проходов при обеспечении продвижения войск в труднопроходимых местах, в том числе и в условиях радиоактивного заражения, создание проходов в минных полях. Машина оснащена универсальным оборудованием, которое может работать в бульдозерном, двухотвальном и грейдерном режимах. Также машина оборудована телескопической стрелой с захватом-манипулятором грузоподъемностью 2000 кг.
Сконструирована ИМР-2 в омском КБТМ. Базой для машины стало шасси основного танка Т-72. В наследство от «семьдесятдвойки» ИМР-2 получила противоатомную защиту, оборудована системой подводного вождения.
ИМР-2 принята на вооружение в 1980 году. В мае 1986-го машины разграждения ИМР приняли активное участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии. ИМР оказались единственными машинами, способными расчищать проходы в непосредственной близости от разрушенного реактора.
В 1999 году на вооружение поступила ИМР-3, сконструированная на шасси основного танка Т-90. Машина получила более совершенную защиту от оружия массового поражения. ИМР-3 оборудована системой жизнедеятельности, благодаря которой экипаж может выполнять боевые задачи, не покидая машину в течение трех суток!
ПТС-4
Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4, пришедший на смену ПТС-2 и ПТС-3, которые выпускались в Советском Союзе, может не только переправлять боевую технику, личный состав и грузы через водные преграды, но и транспортировать перечисленные грузы в условиях заболоченной или пересеченной местности, что делает машину довольно универсальной. Правда, при этом существенно снижается грузоподъемность гусеничного транспортера. Также гусеничный транспортер может применяться в морских десантах. Для этой цели на нем специально устанавливается дополнительное оборудование: два насоса, предназначенные для откачки воды, специальная защита остекления, герметизированный тент, удлинители выхлопа и гирополукомпас. Плавающий транспортер ПТС-4 может использоваться при волнении на море до 5 баллов.
Загрузка и разгрузка транспортера осуществляется через задний откидывающийся борт, который оборудован аппарелями. Для загрузки техники, которая не может двигаться своим ходом, в передней части грузовой платформы установлена механическая лебедка. Изготовлен ПТС-4 на базе основного танка Т-80. Экипаж машины – два человека. Максимальная скорость движения по шоссе составляет — 60 км/ч, на плаву — 15 км/ч. Грузоподъемность машины составляет 18 тонн, а запас хода (по топливу) на суше 580 км. Новейший российский плавающий гусеничный транспортер ПТС-4, выпускающийся в Омске на заводе транспортного машиностроения, считается лучшим в своем классе.
МТ-55А (МТУ-55)
Танковый мостоукладчик МТ-55 был создан в 60-е годы, выпускался в ГДР, Польше и Чехословакии и был принят на вооружение как единый мостоукладчик войск стран Варшавского договора.
При транспортировке однопролетный стальной мост конструкции «ножницы» находится в сложенном положении, при наведении переправы через препятствие мост с помощью гидравлики опрокидывается вперед, одновременно раскрывается и укладывается на препятствие в раскрытом виде. Одним пролетом моста можно перекрыть какой-нибудь непроходимый ров или водоем шириной 16 метров. При этом другой край рва (или берег преодолеваемого водоема) может быть выше или ниже на 2 метра. Можно соединить два и более пролетов моста, укладывая один на другой.
Время наведения моста обученным экипажем составляет 3 минуты. Для установки и снятия моста экипажу покидать машину не нужно, все операции производятся дистанционно. Базой для мостоукладчика МТ-55 послужило шасси среднего танка Т-55, экипаж – два человека. Грузоподъемность моста, изготовленного из листовой стали, – 50 тонн.
В конце 90-х на вооружение Российской армии поступила современная машина – МТУ-90 на шасси основного танка Т-90. Мост также однопролетный, сделан из алюминия по схеме «тройные ножницы», ширина преодолеваемого препятствия 24 метра. Экипаж машины 2 человека. Время наведения и снятия моста всего 2 минуты.
На модернизированной версии мостоукладчика МТУ-90М снова стал применяться двухзвенный мост, изготовленный из стали, грузоподъемность моста выросла до 60 тонн.
ТММ-3М – тяжелый механизированный мост
Сделан по классической схеме колейного моста. Был принят на вооружение Советской армии в 1974 году, использовался там, где возможностей МТ-55 не хватало. В отличие от МТ базой для этого мостоукладчика служит колесное шасси. С помощью ТММ можно навести переправу через препятствия шириной 40 метров и глубиной до 3 метров. Установленный мост выдерживает нагрузку до 60 тонн, по нему может двигаться как колесная, так и гусеничная техника. Один комплект состоит из четырех мостоукладчиков на базе автомобиля высокой проходимости, оборудованного специальными устройствами, обеспечивающими механизированную установку моста на препятствие, снятие его и транспортировку. При необходимости мостовые комплекты можно объединять: из трех комплектов ТММ можно установить мост длиной 100 метров. Расчет комплекта моста ТММ-3М состоит из 8 человек. Этим с первого взгляда малочисленным расчетом ввиду высокой степени механизации однопролетный мост устанавливается всего за 11 минут.
Для нужд Российской армии омским КБ машиностроения был спроектирован тяжелый механизированный мост ТММ-6. Базой для мостоукладчика ТММ-6 стал полноприводный автомобиль высокой проходимости с колесной формулой 8х8. В состав ТММ-6 входит два мостоукладчика и четыре машины для перевозки мостовых блоков. С помощью ТММ-6 можно установить мост длиной 102 метра, с глубиной преодолеваемого препятствия до 5 метров. Разобрать мост впоследствии можно с любого берега.
Понтонный парк ПП-91
Предназначается для быстрого устройства переправ через водные преграды для обеспечения движения колесной и гусеничной техники.
В комплект понтонного парка ПП-91 входят 32 речных звена, 8 моторных звеньев М-235, 4 буксирно-моторных катера БМК-225, 4 береговых звена, 2 выстилки и контейнеры для различного вспомогательного оборудования.
Транспортировка понтонного парка осуществляется при помощи 54 грузовых автомобилей «Урал-53236». Комплект данного парка находится на вооружении понтонно-мостового батальона в составе 225 человек.
С помощью понтонного парка ПП-91 можно устраивать паромные переправы или собирать наплавные мосты грузоподъемностью 60, 90 и 120 тонн. 120-тонный мост имеет длину 141 метр и наводится за 48 минут. Ширина проезжей части почти 14 метров позволяет организовать движение танков в две колонны даже во встречных направлениях. По такому мосту можно совершать переброску практически любых военных грузов, может передвигаться различная техника от автомобилей и БМП и до мобильных установок стратегических ядерных ракет «Тополь-М».
Понтонный парк ПП-2005, созданный на базе ПП-84 и ПП-91, может обеспечивать переправу при более сильном течении и ветровой нагрузке, чем предшественники. Этот парк может использоваться и в зимних условиях.
В ближайшее время на вооружение всех инженерных подразделений ВС РФ поступит ПП-2005М.
10 июля в Муроме прошел финальный этап соревнований подразделений инженерных войск «Открытая вода — 2017». В рамках проведения соревнований военным инженерам предстояло устроить переправу техники через водную преграду шириной почти полкилометра. Победу одержали военные инженеры 11-й отдельной инженерной бригады Южного военного округа. Второе и третье место заняли их коллеги из 45-й отдельной инженерной бригады Западного и 12-й отдельной инженерной бригады Центрального военного округа.
Сергей Волков,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ