Разговор в полный голос со странами НАТО
Когда в октябре прошлого года было объявлено о партнерском участии ДОСААФ России в производстве художественного фильма «Балканский рубеж», где за основу взяты реальные события в Косово, сопродюсер картины Гоша Куценко пояснил: заключение меморандума о сотрудничестве не случайно, потому как в оборонной организации есть люди, которые непосредственно участвовали в той операции. Например, статс-секретарь — заместитель председателя ДОСААФ России, генерал-лейтенант Николай Стаськов.
Действительно, летом 1999 года Николай Викторович сыграл немалую роль в знаменитом марш-броске наших десантников, находившихся тогда в составе миротворческого контингента в регионе. Российские воины сумели вмешаться в планы натовцев, намеревавшихся использовать стратегически важный аэродром в Слатине под Приштиной – фактически для поддержки косовских сепаратистов.
Балканы в ту пору представляли горячую точку, службу здесь, наряду с «голубыми беретами», несли американские военные — в составе одной организационно-штатной структуры многонациональной дивизии «Север». Генерал, который в девяностых являлся заместителем командующего ВДВ по миротворческим силам, а затем начальником штаба ВДВ, вспоминал: «Встретились друг с другом не на поле боя, а как миротворцы. Необычное состояние, учитывая нашу подготовку. Здесь учились общаться в мирной обстановке».
Но интересы своих стран все равно оставались в приоритете. И поскольку на упомянутый аэродром представители Североатлантического альянса имели собственные виды, российские десантники готовились сыграть на опережение и в кратчайшие сроки передислоцироваться из Боснии в Косово. В интервью газете «Красная звезда» Николай Стаськов рассказал о подробностях: «Внимательно отслеживая ситуацию, мы не исключали, что нашим миротворцам придется совершить такой рейд, опережая натовцев. Выйдя на комбрига (тогда нашей бригадой командовал Николай Игнатов), сказал ему: создавай заранее группировку, все БТР на ходу, начальники знают задачи… Чтобы никто не заметил, формировали колонну на старом аэродроме, и когда получили команду, тут же рванули вперед».
Попутно разработали «операцию прикрытия» — пригласили американских офицеров на дружескую вечеринку, после которой им пришлось какое-то время приходить в рабочее состояние.
Но главные сложности, разумеется, заключались не в этом. Письменных приказов исполнители не получили, и тогда генерал Стаськов взял ответственность на себя. Точно так же своим решением дал команду закрепляться в Приштине, куда колонна на 13 бронетранспортерах добралась на предельной скорости за восемь часов, преодолев расстояние порядка 800 километров.
И когда силы альянса появились в окрестностях аэродрома, изумлению их не было предела: позиции занимали российские десантники. Этот вроде бы локальный рейд имел важные масштабные последствия: наша держава дала понять, что с ней нужно считаться, и доказала право вести разговор со странами НАТО по балканской проблеме в полный голос.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ