С чего начинался спецназ ВДВ
«Давай за вас, давай за нас, и за десант, и за спецназ…» Строка из песни группы «Любэ» словно напоминает про особенности армейской службы Сергея Серикова — заместителя председателя ДОСААФ России, директора департамента профессионального обучения. Генерал-майор запаса был одним из тех, кому выпала честь создавать спецназ Воздушно-десантных войск.
Сергей Николаевич говорил: «Видимо, мне повезло как офицеру-десантнику — быть командиром отдельной роты специального назначения». Идея создания такой структуры родилась в семидесятые годы у командующего ВДВ генерала Дмитрия Сухорукова, а непосредственное руководство осуществлял начальник разведки ВДВ, гвардии полковник Алексей Кукушкин. Они исходили из того, что порой командир десантируемого подразделения не имел полной информации о характере местности, куда предстояло прыгать с парашютом, не знал каких-то деталей о противнике. Следовательно, кто-то должен был обеспечить его необходимыми сведениями. Кроме того, задачи спецназовцев касались и беспрепятственного пролета авиации по выбранному маршруту – за счет применения средств радиоэлектронного подавления. В общем, не зря кто-то сформулировал: «Спецназ ВДВ — по сути «глаза и уши» Воздушно-десантных войск».
Постигать новую науку как раз и довелось старшему лейтенанту Серикову. Прежде всего роту требовалось укомплектовать. По его словам, отбирали в первую очередь крепких офицеров — и физически, и с точки зрения морально-волевых качеств. Выезжали в гарнизоны с целью собрать сержантов и солдат срочной службы – ведь контрактной тогда еще не было. Желающих оказалось достаточно.
Сергей Николаевич вспоминал: «Командующий ВДВ часто посещал роту, приезжал вместе с начальником разведки. Спрашивали, что необходимо в боевой подготовке, наставляли меня, поправляли, учили. Заинтересованность у командующего была большая».
Стоит отметить: начались афганские события, оказавшие влияние на подготовку роты, хотя на данном этапе она к боевым действиям не привлекалась. Однако на совместных учениях отрабатывались задачи в интересах десантников из псковской дивизии, и командующий ВДВ ставил хорошую оценку. Постоянно шла работа над слаженностью, физической выносливостью, формированием идеологии спецназа. Один из подчиненных Серикова много лет спустя признавался: «Прыгали каждый день, марш-броски по 70 км. У командиров разведгрупп были боевые патроны, и при отработке «засады», выскакивая из-под дерна, поливали над головами бойцов очередями от всей души, только сучки отскакивали от деревьев». Так что рота, которая базировалась в Медвежьих Озерах, немало времени проводила в полевых условиях.
А затем офицер Сериков получил назначение в Афганистан – принял батальон в 345-м полку, которым командовал Павел Грачев. Но и в дальнейшем, куда бы ни бросала Сергея Николаевича служба, за развитием своего детища старался следить. И уже в Российской армии появился 45-й полк спецназа ВДВ, который входит в число наиболее легендарных в военной истории нашей страны.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ