«Наиболее памятна не награда, а то, какой была мощной структура ДОСААФ»
Светлана КАПАНИНА, член Попечительского совета ДОСААФ России, восьмикратная абсолютная чемпионка мира по самолетному спорту
День Воздушного флота, который в нашей стране отмечался 18 августа, — лишний повод поговорить о тех, кто связал свою жизнь с небом. В их числе и восьмикратная абсолютная чемпионка мира по самолетному спорту, член Попечительского совета ДОСААФ России Светлана Капанина.
Смешно признаться, но когда я много лет назад впервые услышал ее фамилию по радио, то с ходу не разобрал. Каманина? Папанина? Конечно, для журналиста всегда было бы выигрышно обыграть совпадение со знаменитым пилотом, генерал-полковником авиации Николаем Каманиным или хотя бы с не менее известным исследователем Арктики, контр-адмиралом Иваном Папаниным. Однако уверен, сейчас в случае со Светланой Владимировной уже никто ничего не перепутает.
Можно было только восхищаться, как ей удавалось одерживать победы вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Трудности случались разные – приходилось то финансирование выбивать, то искать в аренду самолет для соревнований, то ремонтировать технику в последний момент… И все равно Капанина превосходила соперниц, да и мужчин-соперников тоже.
Но сразу же бросалось в глаза: рассказывая о проблемах, Светлана Владимировна не возводила их в ранг личных. Переживала за всю отрасль и озвучивала конкретные предложения на тему, как поправить дело. Идеи подкрепляла серьезными основаниями.
Например, по части пилотирования систему ДОСААФ, которая существовала в Советском Союзе, считала образцовой. Благодаря ей летные училища получали курсантов с начальной подготовкой, уже многое и умевших на практике. А главное – осознавших, что профессии они уже психологически соответствуют. Теперь такой степени умения нет даже у выпускников, их еще требуется доводить.
Если переключиться непосредственно на соревновательный сектор, то здесь Капанина видела корень проблемы в делении спорта на олимпийские и неолимпийские виды. Пошел колоссальный перекос в пользу первых, хотя зачастую именно вторые приносили стране куда больше славы. А ведь к состязаниям надо готовиться круглогодично, а не пару месяцев, как это происходит в реальности. И не только потому, что конкуренты имеют за год не 15 часов налета, как россияне, а во много раз больше. Мизерное время в небе сказывается и на здоровье спортсмена – сосуды головы просто не адаптированы к серьезным перегрузкам, которые возникают при выполнении фигур высшего пилотажа.
Необходима, по мнению летчицы, и система отбора, даже фильтра. Ибо раньше, чтобы попасть на чемпионат мира, требовалось пройти через зональные и окружные старты, затем стать лучшим в стране. И до международной арены слабые пилоты просто не могли добраться. А как вернуться к этому без авиационных клубов на местах? Одновременно она поднимала вопрос о создании центра высшего летного мастерства для сборных России по авиационным видам спорта. И звучала мысль, что должна быть заинтересованность не только министерства спорта, но и министерства обороны, ведь классные пилоты нужны всюду.
И еще чемпионка была твердо убеждена: нынешние успехи наших спортсменов-авиаторов серьезно работают на патриотическое воспитание молодежи. Нельзя не согласиться с тем, что невозможно обходиться только историческими примерами, куда действеннее, если образцы для подражания – перед глазами.
В общем, обо всем этом Светлана Владимировна не раз высказывалась еще до того, как вошла в Попечительский совет ДОСААФ России. И ее позиция вместе с новой общественной нагрузкой располагали к предметному диалогу.
Сожалею, что в праздничной суматохе в фойе Театра Российской армии, где проходило торжественное заседание в честь 90-летия ДОСААФ, забегался по редакционным нуждам и не отреагировал должным образом на слова одного из сотрудников оборонной организации: «А давайте мы сейчас вас с нашей чемпионкой познакомим!» Ибо в дальнейшем собеседницу не так-то просто было застать в Москве, даже если она и не находилась где-то в дальних странствиях: работа звала летчика-инструктора «ОКБ Сухого» на аэродромы. В итоге договорились списаться по электронной почте.
Странное дело: экран компьютера вроде бы не способен передавать эмоции. Но, читая присланные Капаниной строки, я отчетливо ощущал, как у нее болит душа из-за истории с родным Курганским авиаспортклубом, который когда-то занимал полтора этажа в здании регионального отделения ДОСААФ, а впоследствии вынужден был оставить помещение. И поэтому, будучи почетным гражданином Курганской области, в город она периодически приезжает, но в офис не заглядывает. А с Иркутском, где когда-то работала летчиком-инструктором АСК ДОСААФ, не контактировала очень давно, но опасается, что там тоже ситуация не радужная…
И об учебе в Калужском авиационном летно-техническом училище, где, помимо всего прочего, готовили инструкторов ДОСААФ, Светлана Владимировна вспоминала с ноткой грусти. Поскольку сейчас, чтобы получить статус инструктора, от пилота требуется согласованная в «Росавиации» программа, хотя Капанина и ее многие коллеги уже не один десяток лет являются инструкторами на данном типе самолетов.
Еще сквозила в письме тревога за то, что по обеспечению аэродромов мы все больше отстаем от стран Европы и Америки, не говоря уже о Китае. Хотя класс русских летчиков котируется везде. А потому на вопрос, какие задачи Светлана Владимировна видит первоочередными, войдя в Попечительском совете ДОСААФ в комиссию по развитию авиационного комплекса, ответ был предельно емким:
— Восстановление былой славы и поддержка государства авиационно-технических видов спорта.
А заключительный обмен репликами получился таким:
— Вы неоднократно получали награды ДОСААФ (орден «За заслуги» III степени, орден «За заслуги» I степени, медаль имени А. И. Покрышкина, медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ-РОСТО)»). Какая из них наиболее памятна?
— Наиболее памятна не награда, а то, какой была мощной в свое время структура ДОСААФ и каких профессиональных специалистов готовила.
Георгий МОРОЗОВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ