Пилоты-парители создали будущее российской аэрокосмонавтики
С чего начинали советские конструкторы летательных аппаратов?
Самые знаменитые отечественные самолеты относятся к семействам «Ту», «Ил», «Як», «Ан». Среди космической техники мы выделяем первые космические корабли серии «Восток».
Однако интересно, с чего начинали конструкторы этих машин. Самый старший из них по возрасту был Андрей Николаевич Туполев (1888 – 1972). Поэтому начнем нашу короткую статью рассказом о нем.
В автобиографии А. Н. Туполев писал, что он родился в селе Пустомазово Тверской губернии, Корсуньского уезда. Начальное образование получил дома; затем окончил Тверскую гимназию в 1908 г. и поступил на механическое отделение Московского высшего технического училища. В 1909 г. он записался в воздухоплавательный кружок МВТУ.
Для потомков осталась фотография. На ней мы видим студента Андрея Туполева в воздухе. Этот полет произошел недалеко от МВТУ, у берега реки Яузы.
Планер представлял собой бипланную коробку из двух полотняных плоскостей, оклеенных полотном и соединенных стойками и расчалками.
Глядя на фото, трудно определить, планер это или воздушный змей. Отсутствие в конструкции каких-либо органов управления свидетельствует, что этот летательный аппарат наверняка неустойчив, и пилоту для поддержания поперечной, путевой и продольной устойчивости нужно управлять машиной, перемещая свой центр тяжести. Руки заняты. Поэтому рулем служат ноги, которые надо отклонять то в одну, то в другую сторону.
Кроме того, нужно дать летательному аппарату направление движения и тягу. Для этого два человека за веревку тянут планер вместе с пилотом. Скорее всего, помогает держаться машине в воздухе и ветер. Вся эта картина похожа на цирковой трюк.
Много лет спустя А. Н. Туполев заметил: «Этот полет подтвердил наши расчеты, правда, лишь в известной степени, поскольку в следующем полете планер основательно помялся при посадке, но летчик, как видите, остался жив».
На фотографии мы видим первый в мире сверхзвуковой самолет Ту-144, завершивший творческий путь Андрея Николаевича. Конечно, между первым и этим летательными аппаратами было много других аппаратов «тяжелее воздуха», сконструированных А. Н. Туполевым и под его руководством. О них и творчестве конструктора написано много книг и даже сняты кинофильмы, которые обязательно должны быть знакомы тем, кто хочет конструировать авиационную и космическую технику.
Сергей Владимирович Ильюшин (1894 – 1977). Очень много дало С. В. Ильюшину увлечение конструированием планеров, зародившееся у него с первого года учебы в Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Он стал активным членом планерного кружка и уже к 1923 г. создал планер собственной конструкции. Строить аппарат ему помогали рабочие московских мастерских тяжелой артиллерии. Поэтому летательный аппарат назвали «Мастяжарт». Он представлял собой легкий планер с размахом крыла 9 м, длиной 5 м, а весил он всего (!) 32 кг.
С. В. Ильюшин со своим «Мастяжартом» стал участником Первого всесоюзного слета планеристов в Крыму. Полет этого аппарата состоялся утром 10 ноября 1923 г. Управлял «Мастяжартом» летчик Денисов. Машина оторвалась от земли, но хвост ее провис, и планер упал. Причина падения – неправильная центровка машины. После установки центровки и других усовершенствований планер С. В. Ильюшина показал великолепную летучесть, но по ряду причин в большие полеты его отправлять сочли небезопасным.
К сожалению, второй аппарат конструкции С. В. Ильюшина, заявленный также для участия в слете, вообще не летал, так как его сильно повредили при перевозке из Москвы в Крым.
После возвращения из Крыма Сергей Владимирович увлеченно стал конструировать новый планер. Его строил кружок рабочего факультета Института путей сообщения. Поэтому планер назвали «Рабфаковец».
По схеме планер представлял собой моноплан с тонким профилем крыла и проволочными растяжками. В центре аппарата – коробка, к которой крепилась гондола. В ней размещалось управление рулями и элеронами. Рули высоты и поворота устанавливались на вертикальной ферме. Размах крыла составлял 12 м, длина 6 м, вес – всего на 12 кг больше, чем у «Масттяжарта», – 48 кг. Нагрузка на квадратный метр крыла – 5 кг.
Описывая конструкцию планера, С. В. Ильюшин специально подчеркнул: использовались для строительства планера материалы второй и третьей категории. Тем не менее «Рабфаковец» показал очень высокие качества. В печати тех лет в отчете о планерных состязаниях 1924 г. отмечалось, что планер «Рабфаковец» зарекомендовал себя как один из лучших для учебных целей.
Постройка четвертого ильюшинского планера — «Москва», создаваемого для рекорда, была завершена в 1925 г. Этот планер был рассчитан на длительный парящий полет, что «Москва» и подтвердила на практике.
Завершили творчество С. В. Ильюшина знаменитый гражданский Ил-62 и многие военные самолеты.
Александр Сергеевич Яковлев (1906 – 1989). В начале 1923 г. в газетах было объявлено, что в Крыму в ноябре состоятся первые планерные состязания. Планеристы работали в здании Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Она в начале 1920-х годов размещалась в Подъездном дворце Петровского парка. Во дворце конструкторам планеров был предоставлен большой зал, который вскоре был заставлен строительными материалами и деталями планеров.
Местом для первых планерных состязаний был избран район Коктебеля – курортного селения близ Феодосии, в юго-восточной части Крыма. Все десять планеров для этих состязаний были построены в Москве.
Планер, построенный группой Александра Яковлева, почему-то был назван «Макака». Все планеры были построены наподобие самолетов. Они имели органы управления, крылья, хвостовое оперение, фюзеляж. «Макака» совершенно не смотрелся среди остальных девяти машин. Он, по выражению самого А. С. Яковлева, «был крайне примитивен», имел крылья и хвостовое оперение, но отсутствовали кабина, органы управления и шасси. Летчик должен был сначала нести планер на себе, затем разбежаться и, балансируя своим телом, взлетать и парить в воздухе (как первый планер А. Н. Туполева – см. выше).
Неудивительно, что «Макака» разбился. Пилот отделался легкими ушибами. Планер решили не восстанавливать. Однако эти состязания очень много дали молодому конструктору. Яркое впечатление осталось у Александра Сергеевича о красоте полета планера над землей.
Позднее он писал: «Замечательное зрелище – парящий планер! Распластав неподвижные крылья, совершенно бесшумно кружит в высоте громадная белая птица. Тем, кто привык видеть полеты самолетов с оглушительным ревом мотора, кажется совершенно невероятным парение на планере. Эти полеты без помощи какого-либо механического двигателя, основанные исключительно на совершенстве аппарата и искусстве летчика, произвели на меня глубокое впечатление».
На Вторых планерных состязаниях, в 1924 г., новый планер А. С. Яковлева устойчиво держался в воздухе и хорошо слушался рулей. На нем ежедневно совершались полеты. Конструкция была признана удачной, и конструктор получил в награду приз — 200 рублей — и грамоту. От планеров Александр Яковлев перешел к конструированию небольших скоростных самолетов.
Наиболее удачными машинами А. С. Яковлева были: истребитель Як-3 в Военно-воздушных силах во время Великой Отечественной войны; в годы холодной войны – фронтовой бомбардировщик (в модификации – также и разведчик) Як-28; в гражданской авиации – Як-42 и Як-40.
Олег Константинович Антонов (1906 – 1984). Олег Антонов познакомился с авиацией во время Гражданской войны, когда он, двенадцатилетний мальчик, в авиационных мастерских, находящихся при аэродроме, вместе со сверстниками собирал ненужные детали самолетов и делал из них модели летательных аппаратов.
Позднее, в Саратовском индустриальном техникуме, О. Антонов и его товарищи сконструировали планер «Голубь» и приехали с ним в 1924 г. в Коктебель на Вторые планерные состязания. Фото «Голубя» с разбитым крылом можно увидеть в Интернете.
В Коктебеле О. К. Антонов, глядя на другие, более совершенные машины, привезенные на состязания, доработал «Голубь», а управление он взял с разбитого «Комсомольца» П. Клементьева. Об этом случае Олег Константинович писал: «А вот в стороне от лагеря в неглубокой балке остатки «Комсомольца». Несмотря на категорическое запрещение тех[нического]ком[итет]а, летчик Клементьев нашел несколько сорвиголов, которые не то чтобы запустили, а скорее столкнули с обрывистого южного склона построенный им легкий учебный планер в бездну, навстречу сильному, порывистому ветру. Через несколько минут хрупкое сооружение, не выдержав перегрузки, сложив крылья, рухнуло вниз, навсегда похоронив под обломками своего создателя и пилота. (…)
Сиротливо лежит в стороне почти целое оперение. Здесь же и управление, силой удара почти вырванное из кабины планера. (…) Да ведь это находка! Я побежал за ключом и плоскогубцами, и через несколько минут управление было у меня в руках. К вечеру оно с небольшими переделками было установлено на «Голубе». А спустя два дня наш планер, получив разрешение техкома, сделал под управлением летчика Зернова несколько крошечных прыжков на пологих склонах Кара-Оба».
Следующие планеры Олег Константинович называл своими инициалами: «ОКА-I», «ОКА-II» (см. фото). Планер «ОКА-II» сначала не взлетал. Никто не мог понять, в чем дело, пока не догадались покрыть полотно крыльев раствором крахмала. Крылья перестали пропускать через себя воздух, и «ОКА-II» легко взлетел, но было это уже в 1927 г.
Шедевром творчества О. К. Антонова стал самый грузоподъемный самолет в мире в конце 1960-х гг. «Антей» – Ан-22 (см. его модель на фото рядом с О. К. Антоновым). Во второй половине 1980-х гг. взлетела «Мрия» (Ан-225), созданная учениками О. К. Антонова. Она легко несла на себе советский космический челнок «Буран».
В 1929 г. в планерных состязаниях принял участие Сергей Павлович Королев (1907 – 1966). Будущий основоположник советской космонавтики С. Королев выступал на большом планере «Коктебель». Эта машина была сконструирована им вместе с Сергеем Люшиным. Размеры «Коктебеля» у многих скептиков вызывали сомнения, сможет ли этот летательный аппарат хотя бы подняться в воздух.
Скептики просчитались: 15 октября 1929 года С. П. Королев на «Коктебеле» установил рекорд продолжительности полета – 4 часа 19 минут. Все современные планеры очень похожи на «Коктебель».
Неудивительно, что уже 2 ноября 1929 года в ОСОАВИАХИМе СССР С. П. Королев получил пилотское свидетельство, удостоверяющее, что ему присвоено звание пилота-парителя и он имеет право совершать полеты на всех видах планеров.
Через год, в 1930 г., на планере «Красная Звезда», сконструированном С. П. Королевым, был впервые в мире осуществлен высший пилотаж с неоднократным выполнением мертвой петли, впоследствии названной петлей Петра Нестерова.
Сергей Королев в 1958 году в перечне своих конструкций записал: «Пилотажный планер СК-3 «Красная Звезда». Конструкция, разработанная и построенная в 1930 году специально для фигурных полетов и пилотажа. (…) В дальнейшем высший пилотаж на планерах был введен повсеместно при обучении летчиков».
К этому нельзя не добавить, что в 1933 г. С. П. Королев установил на свой планер реактивный двигатель, и этот летательный аппарат осуществил успешный полет. По сути, это был первый в мире реактивный самолет, так как планер, на котором установлен двигатель, и есть самолет.
Творчество С. П. Королева – создателя первых советских космических кораблей – не может не восхищать. Это на его корабле «Восток-1» впервые в мире наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин осуществил полет в космос.
Таким образом, дорогой читатель, наши самые знаменитые конструкторы летательных аппаратов начинали с постройки планеров и полетов на них.
Сергей ЕЛИСЕЕВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ