Летающий катер — это реально
Идею создания судна на воздушной подушке конструктор Владимир Израильевич Левков заимствовал у Константина Эдуардовича Циолковского из его книги «Сопротивление воздуха и скоростной поезд», вышедшей в 1927 году.
Великий самоучка, родившийся 160 лет назад, 17 сентября 1857 года, не только открыл дорогу в космос, но и не забывал про дела земные. В результате многолетней работы в Политехническом институте города Новочеркасск появилась модель, а потом и боевой торпедный катер «Л-5» (ТКЛ-1) в 1937 году.
Испытания прошли успешно. Катер «Л-5» водоизмещением около 8,5 т развивал большие скорости и показал отличные мореходные качества. Эти испытания и испытания более мощных «Л-11» и «Л-13» в 1939 г. у не посвященных в тайну их создания моряков вызывали недоумения, о чем свидетельствовали записи в вахтенных журналах постов НИС: «Торпедный катер вышел на берег и скрылся в лесу…» и многие другие несуразицы. К сожалению, при испытаниях выявлялись и недостатки.
80 лет назад, 1-го октября 1937 года, при испытаниях торпедного катера на воздушной подушке «Л-5» в Капорской губе Финского залива была достигнута рекордная по тем временам скорость для надводного корабля в 73 узла (135 км/ч). Эта скорость превышала скорость торпед.
В 1938 — 1940 годах было построено четыре катера увеличенных размеров до 11,5 т («Л-13»), которые под номерами ТКЛ-1-4 были зачислены в состав КБФ, но участия в боевых действиях не принимали. Все дальнейшие работы прервала война. Флот строится в мирное время, а используется в военное.
После войны испытания чудом уцелевшего катера «Л-5» возобновились. Но для этого судна тогда не удалось создать нужного двигателя, и в 1952 г. работы были свернуты. А в 1954 г. умер и сам конструктор, и дело заглохло.
И только в 80-х годах прошлого века к идее боевых кораблей на воздушной подушке было привлечено внимание генеральным конструктором и руководителем ЦМКБ «Алмаз» (Центральное морское конструкторское бюро) Валерьяном Ивановичем Корольковым. Ему пришлось преодолеть много трудностей, чтобы его идею поддержали. И вот его стараниями в конце 1989 года флот принял первый корабль проекта 1239 из серии «Сивучей», под названием «Бора». Строили корабли в городе Зеленодольске. Всего планировалось построить для ВМФ 16 единиц таких кораблей из серии «Сивучей». Но наступили смутные времена не только для ВМФ, но и страны. Были построены только два корабля «Бора» и «Самум».
Как определял суть и предназначение этих кораблей, «убийц авианосцев», сам В. Корольков: «Их задача не ввязываться в боевые действия, а нести боевое дежурство на рубеже атаки, вне досягаемости огневых и радиолокационных средств противника. Потом внезапно подлететь на скорости «Самума» или «Бора» к ударной группировке на расстояние пуска ракет, навести их в сторону чужих кораблей, нанести результативный, нокаутирующий удар – то есть дать залп «Москитами» из всех восьми контейнеров и тут же уйти…» Сегодня есть более дальнебойные ракетные комплексы, например «Калибр», но почему-то не строятся корабли на воздушной подушке. А направление боевого кораблестроения весьма перспективное.
Но как утверждал сам В. Корольков, что всегда есть период раскачки, так называемой «инженерной беременности», когда конструкторская мысль, воплощаясь из теории и чертежей в металл, дозревает до того, чтобы стать машиной. Возможно, что и с этим направлением (кораблей на воздушной подушке) происходит что-то подобное. Будем надеяться на лучшее.
Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1-го ранга в отставке.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ