65 лет первой атомной подводной лодке
15 октября 1952 года начались работы по созданию первой атомной подводной лодки (АПЛ). Необходимо было решить ряд новых инженерно-конструкторских задач и в первую очередь создать атомную энергетическую установку по габаритам, удовлетворяющим объемам подводного корабля. Под руководством главного конструктора Н. А. Доллежаля было разработано несколько типов корабельных реакторов. Аналогов такого типа реакторов в стране не существовало. При меньших размерах достигалась относительно большая мощность. Создание транспортной атомной установки на тот момент было огромным техническим достижением и прогрессом.
В сентябре 1952 года Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР №4098-1616 «О проектировании и строительстве объекта №627». Там четко пунктом 6 указывалось «Обязать Министерство машиностроения и приборостроения (т. Паршина) организовать до 15 октября 1952 г. на базе СКБ-5 и других отделов
НИИхиммаша специальный Научно-исследовательский институт №8 (НИИ-8) для выполнения проектных, опытных и научно-исследовательских работ по созданию комплексной энергоустановки для объекта №627.
Утвердить директором НИИ-8 Министерства машиностроения и приборостроения профессора Н. А. Доллежаля, с освобождением его от обязанностей директора НИИхиммаша».
Постановление было секретным, речь шла о проектировании и строительстве первой атомной лодки в Союзе. В нем расписывались все действия и персонально указывались ответственные лица за них. Весь проект возглавляли научные руководители академики Анатолий Петрович Александров и Александр Ильич Лейпунский, а главным конструктором по ядерной энергоустановке (ЯЭУ) назначался Николай Антонович Доллежаль, директор НИИ-8.
Шла холодная война, и рассчитывать на поддержку Запада не приходилось, и к тому же исполнители (инженеры-конструкторы, ученые и руководители) понимали, что «вождь народов» шутить не любит, многие из них работали в сталинских «шарашках», в том числе и Доллежаль, крупный теплотехник Союза. Уже 15 октября 1952 г. НИИ-8 приступил к работе.
Начались работы по созданию первой атомной подводной лодки (АПЛ). Необходимо было решить ряд новых инженерно- конструкторских задач и в первую очередь создать атомную энергетическую установку по габаритам, удовлетворяющим объемам подводного корабля. Под руководством главного конструктора Н. А. Доллежаля было разработано несколько типов корабельных реакторов, в том числе и ЖМТ (жидкометаллический теплоноситель), но для первой АПЛ выбрали модификацию реактора ВВЭР (водяной носитель – дистиллированная вода высокой очистки). Аналогов такого типа реакторов в стране не существовало. При меньших размерах достигалась относительно большая мощность. Создание транспортной атомной установки на тот момент было огромным техническим достижением и прогрессом.
Была создана малогабаритная, высоконапряженная и высокоманевренная ЯЭУ, удовлетворяющая весогабаритным требованиям для подводных лодок. На лодках первого поколения атомоходов были установлены реакторы ВМ-А мощностью 70 МВт. Автору этих строк пришлось служить на таких АПЛ, и могу засвидетельствовать, что эти реакторы были надежны, а вот парогенераторы (ПГ) подводили чаще. Но это уже другая тема, их конструировало другое предприятие.
Николай Антонович Доллежаль (1899 — 2000 гг.), академик, конструктор ядерных реакторов, создавал и возглавил НИИ-8, которым руководил 34 года. Под его руководством и при непосредственном его участии были созданы первые реакторы для атомных субмарин, которые в последующем совершенствовались. Уже третье поколение атомоходов (1960 — 1975 гг.) оснащались реакторами типа ОК-650БЗ мощностью 190 МВт, в 2,5 раза мощнее первых. И душой этих работ был Доллежаль.
Недаром возглавляемый им НИИ-8 в период становления и далее, названный сегодня НИКИЭТ (научно-исследовательский комплекс), создающий высокоэффективные и безопасные ядерные энергетические установки и объекты, входящий в Госкорпорацию «Росатом», назван его именем.
В Советском Союзе такие ученые, как Доллежаль, проходили под грифом «Великие без имен». Честь им и хвала, что они создали такую ученую и производственную базу, которая и сейчас нас держит на плаву!
Вадим Кулинченко.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ