Корабль, летящий над волнами
Конструкторы всегда стремились к тому, чтобы увеличить скорость корабля. Но этому мешает сопротивление воды,
которое с увеличением скорости движения только растет. Корабелам невольно помогли авиаторы, открывшие неприятный для авиации экранный эффект, впоследствии оказавшийся полезным для создателей высокоскоростных судов.
«Каспийский монстр»
В конце 60-х годов в ЦРУ не на шутку встревожились. На спутниковых фотоснимках, сделанных над территорией СССР, был виден огромный самолет со странными широкими крыльями, размеры которого были намного больше существовавших в то время бомбардировщиков. Что это была за машина, несущаяся над Каспийским морем, которая устроила переполох в штаб-квартире ЦРУ?
Корабли на подводных крыльях и на воздушной подушке с начала 20-го века уже не один десяток лет «летали» над волнами, это были и небольшие торпедные катера, и большие десантные корабли. Но конструкторы пошли дальше. А вернее – выше.
В начале 60-х годов в СССР был спроектирован уникальный аппарат – экспериментальный экраноплан КМ (корабль-макет). Разработали машину в конструкторском бюро Ростислава Алексеева. Принцип действия экраноплана основан на так называемом экранном эффекте. Это явление было известно летчикам еще с начала века: при посадке у самой земли увеличивалась подъемная сила крыла, самолет просто отказывался приземляться почти до полной потери скорости.
Экранный эффект по сути та же воздушная подушка, только она возникает не из-за нагнетания воздуха специальными устройствами, а благодаря набегающему потоку воздуха. Приподнимаясь над водной поверхностью, аппарат приобретает устойчивость и способность «скользить» над поверхностью с большой скоростью, причем с минимальным расходом топлива, так как такой машине уже не нужно преодолевать сопротивление воды.
Помимо водной глади, экраноплан способен передвигаться и над твердой поверхностью, будь то земля, снег или лед. Экраноплан объединяет в себе качества корабля и самолета.
Крыло такого аппарата особой формы создает подъемную силу как за счет пониженного давления над плоскостью, как у обычного самолета, так и за счет повышенного давления под нижней плоскостью крыла. Получить экранный эффект возможно только на очень небольших высотах — до нескольких метров. Именно этот эффект, «вредный» для авиации, и решил использовать в своем изобретении Ростислав Евгеньевич Алексеев.
В июне 1966 года экраноплан КМ был спущен на воду, из соображений строжайшей секретности аппарат со снятыми крыльями, накрытый маскировочной сетью, буксировали по Волге исключительно по ночам для испытаний в Каспийском море.
Через месяц КМ (у зарубежных спецслужб аппарат получил название «Каспийский монстр» по аббревиатуре КМ на борту – «корабль-макет») вышел на испытания.
КМ имел длину 92 м, высоту 22 м, размах крыла 37 м. Днище корпуса устроено по-корабельному, хотя внешне КМ выглядит как самолет. На переднем пилоне размещалось 8 турбореактивных двигателей тягой по 10 т каждый — их мощность использовалась в основном при старте. На киле стояли еще два таких же двигателя, достаточных для поддержания крейсерского режима.
Главными плюсами экраноплана являются, конечно же, скорость и высокая грузоподъемность. Крейсерская скорость могучего КМ достигала немыслимых для обычных судов 430 км/ч. Экраноплан мог в кратчайшие сроки на огромной скорости доставить нужные грузы и технику весом в пару сотен тонн, личный состав боевых подразделений в нужную точку высадки. Практическая дальность экраноплана КМ составляла 1500 км.
Испытания «Каспийского монстра» проходили в течение 15 лет и закончились аварией. Пилот, давно не сидевший за штурвалом «монстра», резко задрал при взлете нос машины, она почти вертикально пошла вверх, летчик резко сбросил тягу и не по инструкции сработал рулем высоты, и «летучий корабль», завалившись на крыло, ударился о воду. Обошлось без жертв.
Проект 903 «Лунь»
В 1983 году на опытном заводе «Волга» был заложен первый ракетный экраноплан новой конструкции. Это был проект 903 «Лунь» разработки ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Через три года аппарат был спущен на воду, в том же году начались всесторонние испытания экраноплана. Предназначением этого ракетоносца являлось уничтожение надводных судов противника мощными сверхзвуковыми крылатыми ракетами.
«Лунь» изготовлен по самолетной схеме моноплана с крылом трапециевидной формы. В передней части аппарата находится кабина пилотов и пилон с расположенными на нем восемью двигателями НК-87 мощностью 13 000 кгс каждый. Корпус экраноплана полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава, что значительно уменьшает вес «Луня» и снижает вероятность коррозии. На верхней части корпуса установлены шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами «Москит». В кормовой части экраноплана находится хвостовое оперение Т-образной формы.
Трехпалубный корпус экраноплана разделен перегородками на десять водонепроницаемых отсеков. Топливные баки расположены в крыле.
ТТХ проекта 903 «Лунь»
Длина – 73,8 м; Высота – 19,2 м; Размах крыла – 44 м; Максимальная взлетная масса – 380 т; Силовая установка – 8х13000 кгс; Скорость – 500 км/ч; Высота полета на экране – 1 — 5 м; Мореходность – 5 — 6 баллов; Практическая дальность – 2000 км; Вооружение – 6 противокорабельных ракет «Москит»; Экипаж – 10 человек.
Экраноплан «Лунь» вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадание даже одной такой мощной ракеты и сегодня является фатальным практически для любого корабля противника. Скорость экранопланов 903-го проекта составляла 500 км/ч.
Первоначально планировали построить восемь аппаратов проекта 903 «Лунь», но планы реализованы не были. Проект был закрыт. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся к тому времени в стране. Впоследствии единственный ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» был размещен на территории завода «Дагдизель», г. Каспийск, и законсервирован.
Но разработки экранопланов не остановлены, их проектированием занимаются отраслевые КБ, номенклатура современных «летящих над волнами» широка: это и транспортные, и многоцелевые грузопассажирские экранопланы различной грузоподъемности.
Продолжает заниматься тематикой и Центральное конструкторское бюро имени Алексеева, разрабатывая перспективные экранопланы, такие как океанский А-050 «Чайка-2», способный преодолеть расстояние в 5 тысяч километров, и многоцелевой транспортный экраноплан А-080 «Чайка-3», имеющий взлетную массу 100 тонн.
Сергей Волков,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ