Два залпа прославленной «Авроры»
У каждого государства, как известно, есть свои государственные символы: флаг, герб, гимн. А еще у многих стран есть свои корабли-символы, корабли-музеи, которые весьма наглядно характеризуют эти самые государства. Имеется ли такой корабль у России? Конечно. В год столетия Октябрьской революции на ум само собой приходит его название — крейсер «Аврора». Это единственный дошедший до нас боевой корабль Российского императорского флота.
К началу XX века внешнеполитическое положение России было довольно сложным: сохранение противоречий с Англией, рост угрозы со стороны развивающейся Германии, усиление позиций Японии. Учет этих факторов требовал усиления армии и флота. Изменения в кораблестроительной программе, принятые в 1895 году, предполагали постройку в период с 1896 по 1905 год 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров.
31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Однако многие считают, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
Закладка крейсера состоялась 23 мая 1897 года в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича.
24 мая 1900 года корпус был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Вслед за этим началась установка главных машин, вспомогательных механизмов, общекорабельных систем, вооружения и прочего оборудования. В 1902 году впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла. Летом 1900 года крейсер прошел первые испытания, последние — 14 июня 1903 года.
Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 миллиона рублей.
Корпус «Авроры» имеет три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую), а также баковую настройку. На всем периметре броневой палубы, которая называлась жилой, расположена платформа, еще две — на оконечностях корабля.
На крейсере имелось две мачты, основания которых крепились к броневой палубе. Высота фок-мачты — 23,8 метра, грот-мачты — 21,6 метра.
Конструкция бронепалубного крейсера предполагает наличие сплошной карапасной палубы, защищающей все жизненно важные части корабля (машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов).
Котельная установка состояла из 24 котлов системы Бельвиля образца 1894 года, которые были расположены в трех отсеках (носовом, кормовом и среднем котельном).
Для размещения угля на «Авроре» имелись 24 угольные ямы, расположенные в межбортовом пространстве у котельных отделений, а также 8 угольных ям запасного топлива, находившихся между броневой и батарейной палубами на протяжении машинных отделений.
Главными двигателями являлись три паровых машины тройного расширения (суммарная мощность — 11 600 л. с.). Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость (в ходе испытаний «Аврора» достигла максимальной скорости в 19,2 узла).
Движители крейсера — три трехлопастных бронзовых гребных винта.
Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа (20 офицеров и 550 кондукторов и нижних чинов) и на размещение флагмана соединения с его штабом.
Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещенных по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 метров, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.
Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно.
Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 сантиметров. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Наблюдение осуществлялось с помощью зрительных труб и биноклей.
Тип- Крейсер 1 ранга; Государство флага — Россия; Порт приписки — Кронштадт/Санкт-Петербург; Спущен на воду — 4 мая 1900 года; Выведен из состава флота — 17 ноября 1948 года; Современный статус — Корабль-музей (с 1957 года).
Затянувшиеся ходовые испытания позволили «Авроре» совершить свой первый выход в море лишь 25 сентября 1903 года. Крейсер был направлен на Дальний Восток по маршруту Портленд — Алжир — Специя — Бизерта — Пирей — Порт-Саид — порт Суэц. Достигнув Джибути в конце января 1904 года, соединение контр-адмирала Андрея Вирениуса узнало о начале войны с Японией и отправилось назад, на Балтику, куда прибыло к апрелю 1904 года.
После возвращения на Балтику «Аврора» была включена в состав 2-й эскадры Флота Тихого океана, которая должна была отправиться как можно скорее во Владивосток.
7 октября крейсер и его соединение почти достигли берегов Великобритании, которая являлась политическим противником России в борьбе с Японией и союзником последней.
К 1 маю 1905 года эскадра достигла бухты Ван-Фонг, откуда вышла в последний переход к Владивостоку. Ночью 14 мая 50 кораблей соединения вошли в Корейский пролив, где несколькими часами позже произошло Цусимское сражение. В ходе этого сражения «Аврора» действовала в составе Крейсерского отряда. «Аврора», как и прочие крейсера своего соединения, в первые 45 минут сражения (с 13 часов 45 минут до 14 часов 30 минут) участия не принимала. К 14 часам 30 минутам девять японских крейсеров выбрали своими целями транспортные корабли русской эскадры, и «Аврора» вместе с флагманским крейсером «Олег» вступила с ними в бой. По мере возможности им также помогали «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской» и «Светлана». Однако разгром русской эскадры был неизбежен. С наступлением ночи 15 мая, уклоняясь от торпедных атак японских миноносцев, «Аврора» получила приказ повернуть на юг, тем самым покинуть зону боя и Корейский пролив. К 21 мая она с почти закончившимися запасами топлива смогла достичь Филиппинских островов, где в порту Манила была интернирована американцами.
Находясь в Маниле в течение четырех месяцев, экипаж «Авроры» 10 октября 1905 года получил сообщение об окончании войны с Японией. Получив предписание вернуться на Балтику, «Аврора» достигла Либавы 19 февраля 1906 года.
В июле 1914 года накопившийся узел противоречий между странами двух блоков — Антанты и Германии с ее союзниками – разорвался. Началась Первая мировая война. В середине августа почти после десятилетнего перерыва «Аврора» была включена в состав боевых кораблей. Но лишь во время кампании 1916 года «Авроре» довелось участвовать непосредственно в боевых действиях. За этот год 75-мм орудия крейсера были переоборудованы таким образом, чтобы иметь возможность вести огонь по низколетящим малоскоростным самолетам. Так, находясь в Рижском заливе, «Аврора» успешно отражала атаки с воздуха.
С 24 октября 1917 года «Аврора» — участница революционных событий. В этот день крейсер поднялся вверх по течению Большой Невы от достроечной стенки завода к разведенному юнкерами Николаевскому мосту, заставив последних его оставить. Затем электрики «Авроры» свели проемы моста, тем самым соединив Васильевский остров с центром города. На следующий день все стратегические объекты города находились в руках большевиков. 25 октября в 21 час 45 минут и был сделан знаменитый холостой залп, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.
В 1924 году «Аврора» совершила свой первый дальний поход под советским флагом: крейсер обогнул Скандинавию, достиг Мурманска и Архангельска.
С 1928 года крейсер вновь стал учебным кораблем и ежегодно совершал учебные походы на борту с курсантами за границу.
В Великую Отечественную войну, когда создалась угроза выхода немецких войск к Ленинграду, крейсер был немедленно включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Оставшемуся на корабле экипажу приходилось отражать налеты немецкой авиации, и 16 сентября, по свидетельствам очевидцев, зенитчикам «Авроры» удалось сбить один вражеский самолет.
17 ноября 1948 года крейсер впервые занял свое место на вечной стоянке на Большой Невке.
Окончательная канонизация «Авроры», превращение ее в корабль-символ, произошла в 1967 году, когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 года крейсер вновь произвел холостой залп из бакового 152-мм орудия ровно в 21 час 45 минут.
Николай ПАНТЮХОВ,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ