«Рабочая лошадка» на поле боя — БМП
Схожие по задачам БТР и БМП имеют технические отличия, и их много. Так, движителем БМП стали гусеницы, в отличие от колесных БТР. Компоновка боевой машины пехоты тоже отличается от компоновки бронетранспортера.
На БМП-1 моторно-трансмиссионное отделение (МТО) расположено справа в передней части машины. Слева располагается отделение управления и командир машины. В средней части – боевое отделение, за которым находится десантное отделение на восемь бойцов с вооружением.
Десант располагается лицами к бортам, для каждого мотострелка в бортах машины имеется амбразура для ведения огня, эти амбразуры оборудованы вентиляторами удаления пороховых газов.
Посадка и высадка десанта производятся через две большие герметичные двери, находящиеся в корме БМП. Двери полые и одновременно являются топливными баками.
Для преодоления водных преград на БМП-1 не используется водометный двигатель, движение по воде осуществляется за счет вращения гусениц – для форсирования реки или озера нужно просто заехать в воду — и поплыл. Для улучшения движения в задней части надгусеничных полок сделаны специальные решетки, направляющие потоки воды. Катки для улучшения плавучести машины и уменьшения массы сделаны полыми.
Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают попадание осколков снарядов полевой артиллерии, бронебойных пуль стрелкового оружия и пулеметов калибра до 12,7 миллиметров.
Но при попадании ПТРК у БМП-1 практически нет шансов – противопульная броня не могла противостоять могуществу кумулятивных снарядов гранатометов и получавшим развитие в то время противотанковым управляемым ракетным комплексам.
Внешне похожую на танк, но таковым не являющуюся легкобронированную машину все-таки желательно использовать по назначению. Да и 73-мм пушка БМП-1 для танка – не очень страшное средство поражения.
На базе БМП-1 было сделано много машин различного назначения – командно-штабных, медицинских, разведывательных. Модифицировалась и сама БМП-1.
Опираясь на опыт эксплуатации БМП-1, в 1980 году на вооружение Советской армии была принята БМП-2. По компоновке эта машина ничем от БМП-1 практически не отличается — то же расположение МТО, экипажа, десанта.
Основным отличием была установленная на машину 30-миллиметровая автоматическая пушка. Уменьшение калибра основного вооружения БМП более чем в два раза вначале вызвало сомнения. Но проведенные огневые испытания все сомнения развеяли. На полигоне из автоматической пушки обстреляли танк. Броня танка пробития не получила. Но выстрелами с брони танка «сдуло» все навесное оборудование, к тому же у танка была заклинена башня, были подожжены внешние топливные баки – танк потерял боеспособность. Эффективность автоматической 30-мм пушки 2А42 Тульского КБ была подтверждена.
Кроме новой пушки, расположенной в более просторной, чем у БМП-1, башне, боевая машина пехоты БМП-2 получила новые средства для борьбы с танками, такие как ПТРК 9К111 «Фагот» и 9К111-1 «Конкурс». Также на модифицированной машине установили более совершенный дизельный двигатель мощностью 300 л. с. Способность плавать БМП-2 тоже не утратила – по воде машина может двигаться со скоростью 7 км/ч. Серийное производство БМП-2 было налажено на Курганском машиностроительном заводе.
В 1987 году на вооружение была принята новая разработка Курганмашзавода – БМП-3.
Именно новая – выпуск очередной боевой машины не явился попыткой «выжать» из старой конструкции еще хоть что-то. Здесь все – новое.
Традиционная для предшественниц компоновка в БМП-3 изменена радикально. В передней части по оси машины в отделении управления располагается механик-водитель, справа и слева от него – два мотострелка. В средней части – боевое отделение, командир и оператор-наводчик находятся в двухместной башне. В задней части корпуса расположены отделение десанта и моторно-трансмиссионный отсек. При этом для десанта сохранена возможность десантирования назад.
Новый комплекс вооружения БМП-3 впечатляет. В низкопрофильной башне установлена пушка — пусковая установка 2А70 калибра 100 мм со спаренной автоматической пушкой калибра 30 мм. Пушка 2А70 может использоваться как для стрельбы снарядами, так и для пуска противотанковых ракет. Также с башне имеется пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, в лобовой части корпуса – еще два пулемета ПКТ. В бортах десантного отделения имеются по две амбразуры для стрельбы из стрелкового оружия, такая же амбразура имеется в створке кормовой двери.
Корпус и башня машины выполнены из алюминиевых броневых сплавов. Броня обеспечивает защиту от пуль и осколков снарядов вкруговую, лобовые детали корпуса и башни могут выдержать попадание 30-мм бронебойного снаряда с расстояния 300 метров.
На машине установлен 10-цилиндровый v-образный дизельный двигатель мощностью 450 «лошадок». БМП-3 умеет плавать, для чего используется как вращение гусениц, так и два водометных движителя в кормовой части машины.
Эта машина обладает неплохой защитой, подвижностью, маневренностью, а также мощным вооружением, которое позволяет вести огонь и по воздушным целям. Машина подвергалась модификациям. Например, БМП-3М отличается от базовой модели новым турбированным двигателем в 660 «лошадок», усовершенствованной системой управления огнем, повышенной защищенностью за счет установки броневых экранов и комплекса активной защиты.
На модификации БМП-3 «Деривация» устанавливается необитаемый боевой модуль с дистанционно управляемой пушкой калибра 57 миллиметров, способной поражать мощными боеприпасами различные бронированные объекты на поле боя.
Для нужд морской пехоты, прибрежных пограничных войск на базе БМП-3 была создана модификация БМП-3Ф, отличающаяся улучшенными ходовыми качествами на воде. Так, БМП этой модификации может вести стрельбу на плаву при волнении 2 балла. При работающем двигателе БМП-3Ф может находиться в воде до 7 часов, передвигаясь со скоростью 10 км/ч.
9 мая 2015 года на параде Победы в Москве зрители впервые увидели не только танк Т-14 «Армата». Среди продемонстрированных машин по Красной площади проехала и необычная БМП, разработанная на гусеничной платформе «Курганец-25».
Прошедшим летом одна из таких БМП открыто демонстрировалась на международном военно-техническом форуме «Армия-2017» и вызвала большой интерес у специалистов и гостей форума.
На новой гусеничной платформе будут выпускаться и БМП и БТР. Перспективная БМП Б-11 «Курганец-25», которая в будущем должна прийти на смену состоящим на вооружении боевым машинам пехоты, в данный момент успешно проходит государственные испытания.
Сергей Волков,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ