Автошкола ДОСААФ – высокий уровень знаний
Статистика показывает, что популярность личного автомобиля у россиян за 14 лет выросла почти в четыре раза. 29 % из них ездят на работу, учебу или по делам на машине. В 2003 году доля тех, кто предпочитал автомобиль, составляла 8 %. То есть сегодня почти треть россиян (29 %) предпочитают передвигаться на личном транспорте. В среднем количество транспортных средств каждый год возрастает на 1,5 миллиона единиц, среди них большую часть составляют легковые автомобили.
И здесь на первый план выходит проблема подготовки водителей в автомобильных школах. Казалось бы, чтобы качественно их подготовить, нужны общепринятые нормы. Но, как показывает практика, деятельность многих учебных заведений не выдерживает никакой критики. Ну как, например, серьезно можно относиться к многочисленным объявлениям частных школ, предлагающих плату за все свои услуги в размере шести-семи тысяч, если только на одно топливо уходит не меньше четырех. А надо еще пройти и теоретический, и практический курсы. Порой доходит до абсурда, когда 50 образовательных организаций одновременно арендуют один автодром. Много и таких школ, которые под свою деятельность арендуют квартиры, не имеют не то что автодромов, но и помещений для теоретических занятий.
Частные школы с низкой ценовой планкой не столько обучают, сколько просто собирают деньги. При этом они формируют у своих так называемых «учеников» уверенность в полной безнаказанности за невыученные правила и неприобретенные навыки. Такие «ученики», выезжая на дорогу, становятся объектом повышенной опасности для других участников движения. Всегда надо помнить, что правила движения написаны кровью сотен тысяч, если даже не миллионов, жертв автоаварий. Безнаказанность дельцов, продающих права, и безнаказанность и безответственность людей, их покупающих, как раз и формируют тот высокий показатель аварийности на дорогах. Частные школы ставят во главу угла извлечение прибыли, а не воспитание умелого и ответственного водителя. Это приводит к тому, что в результате игры на человеческих слабостях – нежелании выучить что-то, отработать движение до автоматизма, практически сознательно прививается склонность к коррупции – просто заплатить и получить. Вопрос ответственности за свои действия даже не поднимается.
Такое положение дел заставило самым серьезным образом задуматься над реорганизацией системы обучения водителей. В последние годы ГИБДД последовательно ужесточает требования к учебным заведениям, серьезней контролирует их деятельность.
И уже видны результаты. Если в 2014 году в стране было более 11 тысяч образовательных организаций, то сейчас их численность сократилась почти вдвое. Все больше и больше с рынка труда уходит недобросовестных организаций.
Автошколы ДОСААФ. Итоги за год
1200 школ; более 15 тысяч учебных автомобилей; 700 тысяч выпускаемых специалистов; 30% всех подготовленных водителей в стране; 85% обучаемых сдают экзамены в ГИБДД с первого раза; по 15 специальностям ведется подготовка водителей для армии; более 100 тысяч призывников готовят для Вооруженных Сил РФ.
Автошколы ДОСААФ известны всем, причем с самой хорошей стороны – «тяжело в учении – легко на дороге», так можно было бы перефразировать известный афоризм полководца Александра Суворова. Добровольное общество последовательно и профессионально подходит к обучению водителей. Для этого у ДОСААФ есть все условия: свои автодромы, помещения, парк машин, профессиональный преподавательский состав. Общество проводит обучение в 1200 заведениях во всех регионах страны, на его долю приходится до 30 % всех выдаваемых свидетельств. Теоретически ДОСААФ может сконцентрировать в своих руках всю деятельность по подготовке водителей, но антимонопольное законодательство не позволяет сделать это. Организация уже сейчас готова увеличить в разы свою мощность, открыть новые учебные заведения. И это ни в коем случае не борьба с частным предпринимательством, поддержка или не поддержка какого-то малого бизнеса. Речь идет о самой важной транспортной составляющей – безопасности людей, тех, кто ездит на машинах, кто ходит по пешеходным переходам.
Имея все необходимое для развития, ДОСААФ выступает с новыми идеями для улучшения учебного процесса. Так, общество активно выступает за введение минимальной планки платы за обучение, за равные условия в процессе обучения. Также для наиболее объективного и проверенного способа подтверждения высокого статуса организации, серьезного имиджа, надежности и респектабельности учебного заведения оборонным ведомством предлагается добровольная сертификация автошкол. Получив такой сертификат, каждая школа будет обязана вести свою деятельность в рамках прописанных там правил.
В последнее время модным стало переводить методику обучения в так называемую виртуальную плоскость, то есть уделять больше внимания работе на тренажерах-симуляторах. Недавно была создана экспериментальная программа подготовки водителей, которая включает в себя обучение на прототипе автомобиля с воспроизведением условий и обстоятельств реальной практики вождения. Проект, который реализует производитель тренажеров-симуляторов — компания «Эйдос-Инновации» – в партнерстве с КамАЗом и ДОСААФ России, был представлен на недавнем Форуме стратегических инициатив. К проекту уже подключились отдельные автошколы Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской и Рязанской областей. До 50 % времени реальной практики вождения там планируют заменить обучением на тренажерах. Эффективность подготовки водителей категорий «B» и «С» в этом случае будет контролировать телематическая система мониторинга. Она фиксирует время практических занятий, достижения и ошибки каждого отдельного ученика, что позволяет скорректировать программу обучения под индивидуальные особенности вождения. По словам представителей ДОСААФ, обучение по экспериментальным программам позволит не только повысить качество подготовки водителей, но и снизить себестоимость учебного процесса на 30 – 50 %. Роботизированные учебные комплексы, на которых будет проходить начальное обучение вождению в объеме 28 часов, позволит сэкономить на подготовке водителя не менее 4 тысяч рублей на топливе, 4 тысяч рублей на оплате труда инструкторов и 2 тысяч рублей на амортизации и общехозяйственных расходах, что дает итоговую экономию не менее 10 тысяч рублей. Таким образом, при обучении 5 тысяч курсантов общая экономия составит 50 миллионов рублей.
Что касается теоретической подготовки, то и здесь ДОСААФ пытается быть в первых рядах. Обязательным условием, считают там, в учебно-материальную базу должен быть заложен компьютерный класс, где по специальной программе курсант мог бы изучать правила дорожного движения.
Одной из главных составляющих в работе ДОСААФ остается и подготовка водителей для армии. Она ведется по 15 специальностям. На базе своих автошкол и автодромов организация ежегодно готовит более 100 тысяч призывников по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил РФ. Из стен оборонных организаций выходят ребята, абсолютно подготовленные к службе в армии как морально, так и физически. За время обучения они полностью осваивают профессию, которая пригодится им не только в рядах Российской армии, но и в жизни.
***
Автошколы Москвы
1. Автомобильная школа ЦАО г. Москвы ДОСААФ России — ст. м. «Международная», ул. Антонова-Овсеенко, дом 6, строение 1. Тел.: (499)256-34-87; (499)259-77-21;
2. Автошкола ДОСААФ России САО г. Москвы — Дмитровское шоссе, дом 96, корпус 2. Тел.: (917)512-22-49 учебная часть. Тел.: (499)900-89-09; (499)900-89-17;
3. Учебно-методический центр «Алгоритм» ДОСААФ — ст. м. «Измайловская», Измайловский проезд, д. 11, строение 2. Тел.: (499)164-71-16;
4. Автомобильная школа «Нева» — ст. м. «Водный стадион», ул. Адмирала Макарова, д. 4, офис 119. Тел.: (499)150-95-13;
5. Учебно-спортивный центр ДОСААФ России ЮВАО города Москвы — ст. м. «Кузьминки», ул. Ташкентская, д. 26, к. 2. Тел.: (495)376-21-31; (495)376-43-74;
6. Центральный учебно-спортивный центр ДОСААФ России по техническим видам спорта — город Зеленоград, Сосновая аллея, 4, стр. 2. Тел.: (499)734-79-57; (499)734-02-93;
7. Тушинская автошкола ДОСААФ — г. Москва, ул. Планерная, д. 14, корп. 5. Тел.: (495)494-75-19; (915)054-27-41;
8. Учебно-спортивный центр ДОСААФ России ЮАО г. Москвы — ст. м. «Нагорная», Каширское шоссе, д. 12, корп. 1 — ст. м. «Дубровка» («Автозаводская»), ул. 1-я Машиностроения, д. 4/1 — ст. м. «Автозаводская», Симоновская набережная, д. 3, корп. 2.
Тел.: (499)613-69-48; (495)675-13-30;
9. Автошкола Ростокино ДОСААФ России СВАО г. Москвы — проезд Кадомцева, дом 11, корпус 1. Тел.: (499)187-11-78;
10. Центр военно-патриотического воспитания г. Москвы ДОСААФ России — ул. Поклонная, д. 11, стр. 1А. Тел.: (499)148-13-49.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ