Идти вперед, добиваться большего
Еще в 90-е годы оборонное общество, которое до этого момента выполняло задачи исключительно в интересах государства, вдруг оказалось в конкурентной среде. Стали появляться частные автошколы, аэроклубы и тиры, которые привлекали потенциальную аудиторию оборонного общества. Погрузившись в систему рыночных отношений, ДОСААФ пришлось «крутиться», чтобы выжить. И, собственно, выжить помог креативный и нестандартный подход к работе, к клиенту.
Яркое мероприятие или акция, уникальный продукт или услуга – мало разработать концепцию и сценарный план, нужно донести информацию о них до целевой аудитории, до конечного потребителя. Вы можете провести зрелищное мероприятие, но на него никто не придет, если вы не позаботитесь о его продвижении и привлекательных аспектах. Или вы можете произвести полезный для потребителя продукт, но провалиться на стадии «упаковки». Таких примеров, к сожалению, масса. Чтобы убедить потенциального потребителя приобрести товар или услугу или привлечь посетителей на ваше событие, вам понадобится креативный подход и оригинальность.
Еще в 90-е годы оборонное общество, которое в советский период выполняло задачи исключительно в интересах государства, вдруг оказалось в конкурентной среде. Стали появляться частные автошколы, аэроклубы и тиры, которые привлекали потенциальную аудиторию оборонного общества. Погрузившись в систему рыночных отношений, ДОСААФ пришлось «крутиться», чтобы выжить. И, собственно, выжить помог креативный и нестандартный подход к работе, к клиенту.
ШКОЛА НАСТОЯЩИХ АВТОМОБИЛИСТОВ
Основная строка бюджета ДОСААФ России – это подготовка водителей разных категорий. И если конкурентов в подготовке военных водителей у ДОСААФ нет, то в коммерческом обучении их видимо-невидимо. При этом, в отличие от ДОСААФ, многие частные автошколы нередко используют запрещенные приемы: демпинг цен в ущерб качеству подготовки, обучение «мертвых душ» (когда человек не появляется в автошколе, а его на занятиях отмечают как присутствующего) или вовсе нелегальная торговля водительскими удостоверениями.
И в этой конкурентной борьбе ДОСААФ России привлекает своих клиентов качеством услуг и креативным подходом к обучению. Как выглядит стереотипная частная автошкола – простой арендованный офис в каком-нибудь образовательном учреждении, на двери прикреплено бумажное объявление: «Автошкола». Подписали с ней договор и вуаля – вы уже сели за руль задрипанной, подержанной машины, пытаетесь сделать змейку на арендованной этой школой автоплощадке, где рядом с вами ездят ученики из других подобных школ…
Вы заходите на территорию автошколы ДОСААФ ЮВАО г. Москвы и попадаете на огромную территорию с внушительных размеров площадкой для обучения водителей разных категорий. На площадке свежевыкрашенные образцы военной техники – все говорит о том, что здесь готовят водителей не только для «гражданки», но и для армии. Заходим в здание – отремонтированные классы, плакаты на стенах с биографиями известных военачальников и военных водителей времен Великой Отечественной войны, тезисами из ПДД и доходчивыми схемами.
В школе ДОСААФ России работают опытнейшие инструкторы и специалисты, которые помогут освоить вам правила дорожного движения и водить научат. При этом не будут «разводить» вас на деньги за бензин и учебную литературу – один раз заплатил, в цену включены все необходимые опции.
Еще одна «фишка» — современные интерактивные тренажеры, занятия на которых уже входят в стоимость обучения. Сев за него, ученик ощущает себя в роли настоящего шофера. Запуск мотора, движение автомобиля – все действия тщательно отработаны разработчиками. А если вы придете, например, в автошколы ДОСААФ ЮАО г. Москвы, то вас удивят собранные руками своих специалистов два автотренажера – КамАЗ и «Урал». По сути это самые настоящие автомобили, только вместо лобового стекла и боковых зеркал – мониторы с запущенным на них симулятором вождения. Заводим двигатель, нажимаем сцепление, включаем скорость, нажимаем педаль газа и, как сказал Юрий Алексеевич Гагарин, — поехали!
Перечисленные преимущества – это лишь малая толика того, что может предложить автошкола ДОСААФ своему клиенту.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ
В советский период ДОСААФ вел подготовку граждан по практически пятидесяти военно-учетным специальностям для Вооруженных сил страны. Оборонное общество обучало летчиков, снайперов, водителей, кинологов, стрелков-парашютистов, моряков, связистов. В постсоветский период гособоронзаказ резко сократился — до 12 профессий. При этом материально-техническая база оборонной организации никуда не исчезла. Опираясь на свои реальные возможности и ту самую базу, в 2016 году руководство ДОСААФ России приняло решение расширить перечень военно-учетных специальностей. Но как доказать государству, что есть еще порох в пороховницах? Тогда и было принято решение провести эксперимент. Первым стал совместный проект ДОСААФ и Воздушно-десантных войск под названием «Десантник». Первоначально он стартовал на базе региональных отделений ДОСААФ в Ивановской и Владимирской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.
В течение месяца отобранные военкоматами курсанты проходили курс, состоявший из 200 часов общевойсковой и огневой подготовки по программе ВДВ, совершали по три прыжка с парашютом. Обучение проводили инструкторы ДОСААФ, прошедшие соответствующую подготовку. По окончании эксперимента призывники получили свидетельство о прохождении программы «стрелок-парашютист» и повестки в те части, в которых они проходили обучение.
Платить пришлось оборонному обществу за всё, начиная от экипировки призывников, заканчивая набором инструкторов, доподготовкой их в Рязанском училище, проведением сборов… На это было потрачено порядка 50 миллионов рублей. Еще одним важным шагом стала информационная поддержка эксперимента. Для информационного освещения проекта были привлечены федеральные, региональные и тематические (армейские) средства массовой информации, которые сыграли свою положительную роль. Уже на следующий год эксперимент был признан успешным Генштабом и в дальнейшем лично министром обороны, генералом армии Сергеем Шойгу.
В 2017 году ДОСААФ России уже получил субсидии на подготовку 1000 молодых людей допризывного возраста по военно-учетной специальности «стрелок-парашютист».
Опираясь на успех эксперимента
ДОСААФ — ВДВ, оборонное общество в 2016 — 2017 годах приступило к экспериментам «Связист» для подготовки специалистов для войск связи и «Моряк» для подготовки допризывников к службе в ВМФ. Впереди – эксперимент «Сапер» и «Летчик» для подготовки специалистов для инженерных войск и ВВС соответственно.
КЛАСТЕР потенциальных ВОЗМОЖНОСТЕЙ
В 2016 году ДОСААФ России приступил к реализации пилотного проекта по созданию территориального военно-патриотического кластера на базе аэроклуба ДОСААФ России имени В. В. Терешковой.
Основная цель данного проекта — объединение всех государственных и общественных организаций, отвечающих за ведение патриотической работы в масштабах регионов, для качественного проведения мероприятий военно-патриотической направленности.
Новый центр патриотического воспитания уже включает в себя спортивный городок со скалодромом, автомобильный полигон, тренировочный комплекс по спецподготовке летчиков и парашютистов, трассу для мотоциклетного спорта, площадку для военно-тактических игр и парашютную вышку. Кстати, именно на территории этого комплекса появилась первая комната юнармейца и первые 104 юноши и девушки вступили в новоиспеченное детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия».
При создании кластера ДОСААФ России за основу берется опыт создания парка ВС РФ «Патриот» в Подмосковье. В конечном счете он должен будет обеспечить максимально полный охват молодежи Ярославской области, а также близлежащих субъектов РФ.
Помимо Ярославской области, подобные многофункциональные центры военно-патриотического воспитания планируют создать в Крыму, Башкирии, Ставропольском крае, Калининградской, Пензенской, Самарской, Тульской областях и так далее.
«ЕХНОСПЕЦНАЗ» – СИЛА!
Для привлечения молодежной аудитории ДОСААФ России проводит яркие мероприятия. Одно из таких — школа инженерно-управленческого кадрового резерва оборонно-промышленного комплекса России «Техноспецназ».
Цель школы «Техноспецназ» — поиск и прокачка технолидеров, технокоманд и технопроектов для последующей разработки новых высокотехнологичных продуктов и их коммерциализации совместно с предприятиями оборонно-промышленного комплекса России.
В рамках школы молодые инженеры участвуют в занятиях по повышению квалификации, бизнес-тренингах, презентуют свои инновационные проекты и даже делают прототипы своих изделий.
Изюминка школы «Техноспецназ» — интерактивная программа «Битва проектов». В ее рамках молодые люди презентуют и защищают свои проекты и идеи, а их потенциал и перспективы оценивают представители оборонно-промышленного комплекса России. Если вначале молодые инженеры отдавали приоритеты проектам в сфере оборонной промышленности, то сейчас, выполняя задачу, поставленную Президентом РФ, основной упор делается на диверсификационные проекты, в которых молодые технолидеры, используя мощности предприятий ОПК, могли бы реализовывать гражданскую продукцию.
ИНЖЕНЕРНЫЕ КОМПАНИИ
По рекомендации министра обороны РФ ДОСААФ России совместно с Российским союзом инженеров создает первую инженерную компанию по подготовке специалистов для разминирования.
Участниками таких компаний будут в основном бывшие военнослужащие, которые уже имеют базовую подготовку и, находясь на «гражданке», испытывают определенные сложности с трудоустройством. Именно из них будут готовить сертифицированных специалистов, способных проводить работы по разминированию территорий от взрывоопасных предметов. Они будут, конечно, востребованы не в зоне боевых действий, а в тех местах, где уже закончились военные конфликты.
Направления, где будут осуществлять свою деятельность новые специалисты, будет определять Минобороны России. А если это будет за пределами Российской Федерации, то к решению этого вопроса, естественно, подключится и Министерство иностранных дел.
ИМИДЖ – ВСЁ!
Большие усилия ДОСААФ России прилагает для формирования своего положительного имиджа. Так, в прошлом году была разработана имиджевая концепция, реализован ряд полезных для популяризации бренда проектов. Для решения этой задачи оборонная организация проводит по всей стране масштабные мероприятия, привлекательные акции, креативные флешмобы. Палитра мероприятий действительно впечатляет: региональные военно-патриотические фестивали и концерты, соревнования по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта, уроки мужества в образовательных организациях, дни воинской славы. Визитная карточка ДОСААФ России – многодневные автопробеги. Например, в год 90-летия со дня своего образования оборонное общество провело комплексный международный комбинированный пробег «С востока на запад России», участники которого в течение 49 дней преодолели расстояние в 12 тысяч километров от Владивостока до Севастополя и Минска. Его охват с учетом огромного количества публикаций и сюжетов в СМИ составил несколько миллионов человек.
Кстати, о работе с аудиторией – ДОСААФ России находится в тренде. Во-первых, создан современный сайт с удобной и интуитивно понятной навигацией dosaaf.ru. Во-вторых, запущено производство газеты «Вести ДОСААФ», которая выходит два раза в месяц тиражом 20 тысяч экземпляров. Весь новостной контент дублируется на сайте издания vestidosaaf.ru. В-третьих, в конце предыдущего года оборонное общество запустило интернет-радио «Вести ДОСААФ», ссылка на которое находится на центральной странице сайта dosaaf.ru. В-четвертых, ДОСААФ России продолжает выпускать журнал «Военные знания».
В общем, ДОСААФ России находится на волне новых технологий и тенденций, использует современные инструменты для решения государственных задач, активно работает с целевой аудиторией и СМИ.
Проекты и мероприятия оборонного общества оригинальны, креативны и масштабны.
Не верите? Тогда приходите в ДОСААФ и убедитесь в этом.
Игорь ФИЛИМОНОВ,
начальник управления информации и коммуникации ДОСААФ России.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ