Быстрее. Выше. Сильнее
Фильм «Движение вверх» превзошел рекордные показатели «Последнего богатыря» (1,7 млрд). Можно иронизировать на тему назойливой рекламы и фактора новогодних каникул, в которые людям нечем, кроме как походом на кинопремьеру, было себя занять. Но правда состоит в том, что «Движение вверх» — качественный фильм, в котором создан замечательный актерский ансамбль и в котором внятно рассказанная захватывающая история снята в высокотехнологичной голливудской манере.
Параллельно с прокатным успехом картина огребла беспощадную критику в соцсетях. Так уж повелось в нашей стране – народ голосует вопреки и чуть ли не назло фейсбуку. Фильм упрекают: а) в передергивании исторических фактов; б) антиамериканизме; в) лжепатриотизме.
Для тех, кто еще не посмотрел картину, в двух словах о сюжете: 1972 год, знаменитая мюнхенская Олимпиада, вошедшая в историю еще и из-за прогремевшего теракта, унесшего жизни 11 израильских спортсменов. В этой напряженной международной ситуации советская сборная в финальном матче за золотые медали побеждает признанных фаворитов – команду США.
Критики фильма припоминают обстоятельства нашей победы – и то, что американская сборная не выставила на эту игру звезд NBA, и то, что победа, добытая в переигранные три секунды, была не вполне чистой. Припоминают и то, как Советское государство в последующие годы расправилось со спортсменами, принесшими золотые медали Олимпиады (некоторые из них действительно пострадали из-за так называемых таможенных скандалов, когда пытались из-за границы провезти иконы и др. запрещенные вещи). Как всегда, отдельно «прилетело» студии ТРИТЭ и лично продюсеру Никите Михалкову за то, что снимают госзаказ. Но если отбросить всю эту эмоциональную шелуху – что получится в сухом остатке?
Был драматичный финальный матч мюнхенской Олимпиады? Был. Одержали советские спортсмены победу над американскими баскетболистами, не проигрывавшими 36 лет подряд, почти весь матч ведя в счете? Одержали. Так неужели эта тема не годится для киноиндустрии, которая то и дело жалуется на отсутствие хороших историй?
Состояние нашего общества в принципе таково, что оно влезает на баррикады по любому поводу. «Движение вверх» продолжило этот раскол. Большинство зрителей, соскучившись по нормальным героям – не маньякам и оборотням в погонах, а людям, чьи поступки вызывают восхищение, включают «сарафанное радио» и советуют идти на фильм друзьям и соседям. Меньшинство брезгливо морщит нос. И я, кажется, поняла, каковы истинные причины их раздражения, они совсем не в том, что в фильме передернуты исторические факты, а в том, что это кино очень ярко и наглядно демонстрирует, какими крутыми мы были и что мы потеряли за годы социально-политических экспериментов.
Например, нам ясно показали, что при всем сегодняшнем натужно демонстрируемом космополитизме мы утратили, пардон за пафос, способность «дружить народами». В фильме «Движение вверх» есть потрясающе красивый эпизод, в котором на свадьбу в Грузию прилетает вся советская сборная вместе с тренером, женами… На фоне гор, под открытым высоким лазурным небом, за щедрым кавказским столом сидят русский, белорус, украинец, литовец, казах, грузины… Сегодня они вместе чествуют новобрачных, завтра на рассвете вместе будут тренироваться все в тех же горах, а через несколько дней биться в матче – снова все вместе. Скажете, не было такого? Людей палками загоняли за общие столы, в смешанные браки? Нет, было. И было здорово жить с ощущением огромной страны за плечами. И было классно вариться в многонациональном котле, обогащая другу друга и энергетически подпитывая. И сегодняшний зритель, который не может поехать к тете на Украину, глядя на эти кадры, роняет ностальгическую слезу.
А еще в фильме нам показали, что быть членом команды – это здОрово. Все эти десятилетия, прошедшие с момента перестройки, в обществе активно насаждалась психология крайнего индивидуализма, если не сказать эгоцентризма. Мода на тренинги, где простого клерка учат отращивать лидерские амбиции, тренды на «особенность» — все это привело к тому, что слово «коллектив» стало считаться ругательным, а умение работать в команде стало признаком серости, человека из толпы.
А тут вдруг стали появляться фильмы, в которых показано, что побеждать в одиночку почти невозможно, что команда – это не скопище одинаковых людей-роботов, а единение ярких личностей. И у этих людей есть свое понимание человеческого достоинства, стыда и долга, своя ответственность перед коллегами, страной, народом, есть то, что принято называть словом «патриотизм» — еще одним почти ругательным сегодня.
Справедливости ради, первой ласточкой все-таки стал фильм «Легенда № 17», рассказавший о Валерии Харламове, который вместе со сборной СССР по хоккею одержал победу с разгромным счетом 7:3 над канадцами. Потом была картина «Экипаж», в которой немногословные суровые мужчины спасали самолет с пассажирами от крушения. Потом были фильмы «Время первых» и «Салют 7», в которых еще более немногословные и суровые мужчины справлялись с вызовами, которые им бросал не кто-либо, а сам космос…
Все эти картины с успехом прошли в прокате, выдержав конкуренцию с западными фильмами. О чем это говорит? В обществе есть запрос на истории, которыми хотелось бы гордиться. Нас – нацию, победившую войну с фашистами, воспитанную на героях и их подвигах, в последние десятилетия заставляли все время переоценивать собственное прошлое, сомневаться, переосмысливать, а так ли уж был велик подвиг. Пока мы взвешивали его на весах, американцы и англичане сняли «Дюнкерк», «Темные времена», «Жену смотрителя зоопарка» и многие другие добротные, качественные фильмы, из которых… следует, что фашизм победили они. У нас совсем не осталось поводов для гордости. И то, что они стали появляться сейчас, хотя бы с выходами подобных фильмов, – это совсем не плохо. Было бы лучше, если бы эти поводы были связаны не только с нашим прошлым, но и настоящим, но это, как говорится, совсем другая история.
В общем, пусть будет «Дюнкерк» с «Темными временами», пусть будет артхаус, в котором герой-индивидуалист будет переживать свои фрустрации. Пусть будет и отечественное кино – духоподъемное, эмоциональное, патриотическое, главное — качественное. Зритель все равно проголосует ногами. И я даже догадываюсь как.
Илона Егиазарова.
Кадры из фильмов «Движение вверх», «Легенда № 17», «Салют 7».
ЛЮДИ ГОВОРЯТ