Как формируются спортивные нормативы
Новая Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) всколыхнула спортивный мир. Некоторыми размышлениями по поводу нововведений поделился заместитель директора Верхнехавского авиационно-технического спортивного клуба ДОСААФ России «Сапсан» Сергей Клюев:
— В чем выражается мастерство спортсмена-планериста? По моему мнению, мастерство — это умение планериста показать наилучший результат, выраженный в двух параметрах: скорость и дальность полета по маршруту в конкретный день с конкретной погодой. Но как узнать, какой результат считать лучшим для данной погоды, и является ли показанный пилотом результат наилучшим или близким к нему, соответствующим критериям понятий «мастер» или «кандидат в мастера», т. е. высшей оценке уровня достигнутого мастерства? Для этого и происходит оценка результата именно на соревнованиях, когда лучшие и близкие к ним результаты очевидны ввиду большого количества этих результатов, представленных для сравнения. И чем выше ранг соревнований, чем больше сильных и опытных мастеров-планеристов в них участвует, тем более точно можно выявить максимально возможный для данной погоды результат.
Давайте поразмыслим, является ли технический норматив показателем, оценивающим уровень мастерства пилота в планерном спорте. В старых версиях ЕВСК технические нормативы, выраженные в виде определенной скорости прохождения маршрута и определенной дистанции, определяли достигнутый уровень мастерства. Условно говоря, если пилот пролетел маршрут 300 км со скорость 90 км/ч и потом еще маршрут 500 км с любой скоростью, то он считался «мастером спорта». А справедливо ли это? И действительно ли отражает уровень спортивного мастерства пилота? Например, можно ли считать мастером спорта того, кто в Намибии или ЮАР пролетел маршрут 500 км со скоростью 90 км/ч? Нормальные дистанции там — это 700 — 1000 км, а скорость менее 100 км/ч скорее исключение из правил, связанное с очень плохими погодными условиями.
За свою многолетнюю практику выступлений я не раз сталкивался с тем, что все соревнования проходили при очень сильной «бомбовой» погоде ежедневно, и скорости, показываемые пилотами, распределялись, условно говоря, так: первое место — 125 км/ч, последнее место — 90 км/ч. Разница колоссальная! При такой разнице в скорости пилот, занявший последнее место, получал лишь половину очков победителя и безнадежно отставал в турнирной таблице. Но при этом он становился «мастером спорта», хотя в чем выражено в данном случае мастерство пилота, не совсем было понятно. А точнее, понятно — в том, что пилот показывал некий не привязанный к погодной ситуации скоростной параметр — 90 км/ч. Хотя в данном случае такой параметр говорил, наоборот, о его очень низком спортивном уровне.
Также неоднократно я попадал в ситуации, когда все соревнования (ну или почти все) проходят при очень слабой погоде, когда каждое упражнение — это изнурительный труд, выматывающий пилота и морально и физически, и все бьются за победу, летая буквально «на выживание». В таких соревнованиях обычно дистанции и в 250 км являются слишком большими, да и скорости, показанные победителями, не превышают 50 км/ч, а до финиша не добирается и половина участников. Но при этом финишировавшие, даже чемпионы, не могли считаться мастерами в данном конкретном полете, потому как не показали некий не привязанный к погодной ситуации параметр — 90 км/ч или 500 км. А если победитель, признанный мастер, показал скорость 50 км/ч, а претендент на звание мастера 48 км/ч или 49,5 км/ч, разве это не отражение достигнутого уровня «мастера спорта» претендентом?
В новом ЕВСК реализована идея отказа от технических нормативов в высших спортивных званиях и сделана привязка критериев оценки спортивного мастерства к результату пилота, показанному в данных конкретных погодных условиях в сравнении с другими пилотами, показавшими результаты в этих же погодных условиях в этот же день. И результат этот выражается в полученных за соревновательное упражнение очках пилота. Процентное соотношение выглядит именно так, исходя из анализа результатов, проведенного за последние 10 лет чемпионатов и кубков страны.
Что касается нормативных требований, то они, на мой взгляд, несколько смягчены. Ранее, чтобы стать признанным «мастером спорта», необходимо было занять 1 – 3-е место, а если пилот занимал 4-е место и ниже и при этом у него было всего лишь на 5 % меньше очков, чем у победителя, мастером он не считался. А теперь, заняв 5-е и даже 10-е место, можно стать признанным «мастером спорта» — главное, войти в нужный процент суммы очков от очков победителя.
На мой взгляд, данная система оценки спортивного мастерства является более объективной. А то, что планка чуть-чуть приподнялась и теперь «случайных» мастеров станет чуть поменьше, так от этого спортивный уровень пилотов в целом по стране только возрастет. Да и само звание «мастер спорта» вернет себе, надеюсь, истинное значение слова «Мастер».
www.facebook.com/airusman/posts/1816909818398703
«Сапсан» — Верхнехавский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ России.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ