На чем, где и как летал ДОСААФ России в 2017 году
В предлагаемой читателю статье автор хотел бы провести небольшой обзор авиационного сектора ДОСААФ. Этот обзор, конечно, неполный, так как составлен по материалам наших СМИ, которые могли и не заметить что-то важное. Очень мало они писали о вертолетах ДОСААФ. Может быть, читатель пришлет в «Вести ДОСААФ» свои дополнения и замечания к этой заметке.
Итак, авиационный парк ДОСААФ России состоял в 2017 году из 1200 самолетов. На пономерном учете в ДОСААФ находилось 33 типа воздушных судов: 17 типов самолетов общей численностью 818 штук, пять типов вертолетов (214 штук), 11 типов планеров (239 штук).
В 2017 году ДОСААФ осуществлял деятельность на 95 аэродромах и трех посадочных площадках. В этот период было выполнено 29 тыс. 332 полета самолетами, вертолетами с общим налетом 11 тыс. 740 часов.
Спортсмены и члены ДОСААФ России в составах сборных команд России по авиационным видам спорта принимали в 2017 году участие в 8 чемпионатах мира, 7 чемпионатах Европы и 24 Кубках мира.
В 2017 году на 10-м чемпионате Европы по высшему пилотажу на спортивных самолетах блестяще выступил Михаил Мамистов (9 наград из 18 разыгранных), Роман Овчинников и Дмитрий Самохвалов завоевали золото и серебро. Оба спортсмена выступали на отечественном самолете Су-31М.
В прошлом же году российская пилотажная команда по финансовым и техническим причинам выступала в Южно-Африканской Республике в урезанном и минимальном составе и к тому же только на самолетах немецкого производства – «Экстра».
Тем не менее наши пилотажники и их наставники, начинавшие свое восхождение на спортивный Олимп в аэроклубах ДОСААФ или продолжающие трудиться в нашем оборонном обществе, вновь порадовали соотечественников отменным мастерством и замечательной тренерской работой. Это Михаил Мамистов, Владимир Гавриленко, Олег Шполянский, Александр Кротов, Елена Климович, Андрей Поликарпов и Виктор Смолин.
А теперь «пролетим» над некоторыми нашими аэродромами.
Славится, например, в ДОСААФ аэродром Волосово Московского городского аэроклуба (МГАК) ДОСААФ России. Здесь можно выполнить ознакомительные и учебные полеты на самолете Ан-2 и, конечно, прыгнуть с парашютом.
Известен также Серпуховский авиационный спортивный клуб ДОСААФ России (аэродром Дракино). Там осуществляется подготовка к пилотированию самолетов Як-52. В Дракино имеются также самолеты Ан-2, Як-18Т, Як-52 и «Вильга».
В 2017 году тридцатилетний юбилей отметил один из самых узнаваемых пилотажных коллективов нашей страны – группа высшего пилотажа Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ России «Русь». Группа успешно летает на самолетах L-39 Albatros. Она освоила полеты «девяткой» с минимальными расстояниями между машинами.
«Летим» дальше.
На сегодняшний день Кубинский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ является одним из лучших авиаклубов России. Его летный парк насчитывает 12 самолетов, в том числе пять Як-2, один Ан-2, и два вертолета.
В планерном спорте необходимо отметить Верхнехавский авиационно-технический спортивный клуб «Сапсан» ДОСААФ России Воронежской области. В нем эксплуатируются планеры Бланик Л-13 (8 ед.), «Янтарь-стандарт-3» (10 ед.) и «Аргус» (1 ед.). Самолеты-буксировщики: «Вильга В-35А» (5 ед.), Zlin-142 (2 ед.), С-52В (1 ед.) и Як-52 (2 ед.).
Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации (г. Новосибирск) создали серийное производство планеров БРО-11МС. Стоимость одного планера составляет 350 тысяч рублей.
На Дальний Восток надо лететь на самолете дальней авиации, а такие самолеты в ДОСААФ штатом не предусмотрены. Поэтому мы «приземлимся» и пройдемся по некоторым стоянкам авиатехники ДОСААФ России.
В первую очередь необходимо отдать должное самолету Ан-2. В 2017 году исполнилось 70 лет со дня его первого полета. До сих пор Ан-2 трудится в системе ДОСААФ. Об Ан-2 написано и рассказано очень много. Напомним читателю его замечательные данные. Максимальная скорость у земли – 239 км/ч, скорость отрыва – 70 км/ч, посадочная – 69 — 85 км/ч. Разбег — около 150 метров, пробег – 170 метров. При выключенном двигателе самолет уверенно планирует.
Самолет L-410. Благодаря своим взлетно-посадочным характеристикам самолеты этого типа могут эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. Самолет может перевозить до 1,8 т груза, практическая дальность полета – 1,5 тыс. км. Максимально допустимое количество парашютистов – 12 человек.
Самолет Ан-28. Это легкий многоцелевой самолет с коротким взлетом и посадкой. Ан-28 рассчитан на перевозку до 18 человек на среднее расстояние 1500 километров. Перевозимый груз – 1500 кг. Вес пустого самолета 3500 кг. Может выполнять взлет и посадку на грунтовые покрытия длиной до 600 метров. Имеет дальность до 600 километров при достаточно высокой крейсерской скорости (350 км/ч). Оснащен двумя газотурбинными двигателями ТВД-10Б по 940 л. с.
Сложные прыжки по программе подготовки спортсменов-парашютистов, например «в тандеме», совершаются только с Ан-28 и L-410.
Самолет первоначального обучения Як-52 используется для подготовки спортивного резерва. Всего в настоящее время в списочном составе парка ДОСААФ насчитывается более 200 Як-52.
Самолет типа Су-26 с двигателем М-14 мощностью 360 л. с. представляет собой спортивную машину, которая способна выполнять очень сложные фигуры пилотажа. Чтобы пилот чувствовал себя более комфортно при больших перегрузках, его кресло установлено под углом 350. При первом выступлении на чемпионате мира в 1986 году Су-26 подтвердил свои высокие качества. Особенностью Су-26 является наличие системы катапультирования. Имеющиеся в эксплуатации три Су-26 входят в состав авиапарка сборной РФ по высшему пилотажу.
Развитием Су-26 является Су-31. Первый полет Су-31 произвел в июне 1992 года, а через два месяца машина принимала участие в чемпионате мира по пилотажу во Франции. Сборная Российской Федерации по высшему пилотажу и сейчас использует самолет Су-31 на мировых чемпионатах. Масса пустого самолета – 650 килограммов. Конструкция самолета позволяет выдержать перегрузки в диапазоне от +12 до –10 g.
Модификация Су-31М от Су-31 отличается катапультным креслом нового образца, новым фонарем кабины и наличием крыльевых баков. Катапультная система Су-31М позволяет катапультироваться на высотах от 45 до 4000 метров.
Су-31 и Су-31М за все время своего участия в соревнованиях получили 156 золотых, 105 серебряных и 69 бронзовых медалей.
Як-18ПМ. Это однодвигательный поршневой учебно-тренировочный самолет начального обучения и пилотажный самолет. Экипаж: два пилота, их кресла расположены друг за другом.
На Як-18Т пилотские кресла расположены рядом друг с другом. За ними расположены два кресла для пассажиров. Разработанный на базе довоенного самолета УТ-2, самолет Як-18 с самого начала строился как специализированный базовый учебно-тренировочный самолет для ВВС. Первый серийный самолет поступил в эксплуатацию в СССР в 1947 году. Самолет оснащался двигателем М-11ФР мощностью до 150 л. с.
ДОСААФ в 2017 году при бюджетной поддержке закупил два иностранных спортивных самолета «Экстра» и «Экстрим». «Экстра-330» выпускается в одно- и двухместном вариантах. Мощность двигателя 315 л. с. Вес пустого самолета 660 кг. Разработка 1987 года. «3-Экстрим» – двухместный самолет немецкого производства.
На этом небольшое «путешествие»–обзор завершим. Хотелось бы в заключение сказать, что, несмотря на наличие проблем в авиационном секторе нашего оборонного общества (в первую очередь финансовых), авиаторы ДОСААФ с оптимизмом смотрят в будущее. Главное, у нас есть замечательные кадры.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ