«Девау» ждет команды «На взлёт»
Фраза «Бои за Девау» теперь у многих в Калининграде ассоциируется не только с событиями весны 1945 года, когда советские войска штурмовали Кенигсберг и наносили удары по аэродрому, не позволяя подняться в небо немецким самолетам. Спустя десятилетия вокруг территории, арендуемой Калининградским авиационно-спортивным клубом ДОСААФ, тоже развернулись сражения.
Встречая летчиков и поэтов
Но сначала небольшой исторический экскурс, касающийся объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс сооружений аэродрома «Девау». Когда-то здесь, на прусской земле, существовал учебный плац для строевых занятий и парадов, но в 1913 году на его месте появился небольшой аэродром, где во время Первой мировой войны базировалась школа летчиков-наблюдателей. Шесть лет спустя летное поле начали использовать в гражданских целях. Таким образом, 1919 год стал отправной точкой развития пассажирских маршрутов. Постепенно появились аэровокзал, здания метеорологической службы и радиосвязи, мастерские для ремонта машин и многое другое.
Уже в 1922-м выполнялись рейсы между Кенигсбергом и Москвой, и неудивительно, что в «Девау» могли побывать знаменитые поэты Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Кто знает, не способствовал ли визит последнего сюда появлению стихотворения «Вот для чего мужику самолет?» А в следующем десятилетии посадку здесь совершил АНТ-25, который пилотировали прославленные летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков.
Несмотря на разрушения после штурма в 1945-м, советским авиаторам удалось быстро добиться возвращения аэродрома к жизни. Но за развитием самолетостроения он уже не успевал, поскольку не мог принимать машины с реактивными двигателями. После 1977 года какое-то время он служил базой для сельхозавиации, а в 1996-м был подписан договор об аренде с оборонной организацией, которая носила тогда название РОСТО.
Земельный участок по улице Пригородной площадью 100,8 га выделялся комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Калининграда «под учебную базу авиационно-спортивного клуба 2-го разряда парашютного профиля». В дальнейшем соглашение продлевалось на новые и новые сроки, и в настоящее время ДОСААФ имеет право пользования объектом до 2024 года.
Бумажные игры
Вот только вокруг объекта, который в документах именуется «Аэродром Малое Исаково» (Девау)», начали происходить события, призванные нарушить статус-кво.
Особый резонанс получила история с возведением жилья вокруг аэродрома, что попросту поставило бы крест на его дальнейшем использовании как авиационном объекте. Ведь многоквартирные дома попадали бы в полосу воздушных подходов. Вроде бы удалось прийти к компромиссу, договорившись об определенном расположении зданий и их малоэтажности. Конечно, можно было бы списать все на торопливость застройщика, который приступил к реализации проекта, не учитывая интересы всех сторон. Однако выяснилась пикантная деталь: строительство развернулось потому, что в соответствующих районных, городских и областных инстанциях отсутствовали официальные сведения об особом статусе аэродромной территории. Не были они внесены и в государственный земельный кадастр. Так что оставалось только гадать, имела ли место обычная халатность или же присутствовал определенный умысел.
Поскольку пострадали дольщики, местные власти стали искать выход из положения. В сентябре 2016 года состоялось совещание с участием заместителя председателя ДОСААФ России – директора департамента авиации Валерия Ретунского и руководителя агентства по имуществу Калининградской области Александра Воробьева. Оборонной организации предложили рассмотреть вариант, при котором аэродром «Девау» передавался бы области, а взамен под крыло ДОСААФ переходил аэродром «Нивенское». Нельзя сказать, что получался равноценный «баш на баш»: «Нивенское», пусть и с ориентировочной площадью 600 га, располагалось в два с лишним раза дальше от города и на момент совещания находилось в непригодном для эксплуатации состоянии.
Поэтому зашла речь и о довеске. Правительство области также выразило готовность оказать содействии в передаче других аэродромов – таких, как «Черняховский», «Донское», «Дунаевка». Вот только здесь крылось одно большое «но»: они не являлись собственностью области. В итоге стороны приняли решение согласовать вопрос об учреждении совместной организации ДОСААФ и правительства Калининградской области, ответственной за территорию «Девау» и деятельность, там происходящую.
Другая сюжетная линия развернулась в связи с тем, что ДОСААФ России и Калининградский авиационно-спортивный клуб заключили договор простого товарищества с целью создания и организации деятельности историко-патриотического авиационно-спортивного парка «Девау». Договор аренды позволял вести строительство на участке зданий и сооружений, и в планах партнеров значилось возведение первой очереди автодрома, в том числе гаражных боксов. Территориальное управление «Росимущества» по Калининградской области не возражало, областная служба государственной охраны объектов культурного наследия также выдала разрешение на строительство от 23 октября 2014 года и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17 июля 2017 года.
Тем не менее ТУ «Росимущества» впоследствии отозвало письмо от 18 июня 2013 года, в котором давалось согласие на размещение автодрома, и сообщило об отказе в согласовании строительства объектов недвижимости. И это несмотря на то, что Градостроительный кодекс РФ не предусматривает возможность отмены ранее выданного разрешения!
А недавно в центральный аппарат ДОСААФ поступило новое письмо, датированное 6 февраля 2018 года, из самого западного региона страны – от службы государственной охраны объектов культурного наследия. Отправитель сообщал со ссылкой на информацию «Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 02.02.2018 № 464» (суть ее в послании не раскрывалась), что разрешения на строительство автодрома и ввод объекта в эксплуатацию аннулируются. В цепочку добавилось еще одно звено. Добровольному обществу снова попытались дать понять, что его присутствие на аэродроме «Девау» кого-то не устраивает.
В преддверии юбилея
В договоре прописаны условия расторжения аренды по инициативе арендодателя в одностороннем порядке (к слову, немало калининградцев почему-то ошибочно уверены в том, что «Девау» принадлежит ДОСААФ). Отбросим технические моменты вроде неуплаты, неизвещения в срок о намерении продлить соглашение и так далее. И обратимся к пункту «Неиспользование земельного участка в течение двух лет с момента регистрации договора».
Эту тему тоже пытались педалировать, ссылаясь на то, что самолеты, благодаря которым осуществлялась профильная деятельность аэроклуба, давно на приколе. Возможно, «на материке» обновление авиапарка уже смогли бы произвести. Но с доставкой летательных аппаратов в эксклав, каким является Калининградская область, существуют определенные сложности, самостоятельно преодолеть которые общественная организация не может.
Только отсутствие полетов вовсе не означает, что военно-патриотическая работа в «Девау» не ведется. Вот характерное сообщение из местных СМИ: «В День Российской гвардии впервые на территории … парка — аэродрома «Малое Исаково» (Девау) — дали клятву на верность Родине и юнармейскому движению десять кадетов седьмых классов средней школы № 28 Калининграда. И впервые перед ритуалом принесения клятвы под государственный гимн на флагштоке аэродрома ДОСААФ Девау вместе с флагами Российской Федерации, Калининградской области, ДОСААФ России и Военно-морским флагом взвился алый стяг с эмблемой движения — гордым профилем орла, пятиконечной звездой и словом «Юнармия».
А если говорить о будущем, то речь об авиационно-спортивном парке зашла неслучайно. ДОСААФ России планирует реализовать на берегах Балтики модель авиационно-спортивного центра патриотического воспитания и подготовки к военной службе, которая с успехом сейчас обкатывается на Ярославской земле. Глава оборонной организации генерал-полковник Александр Колмаков обсуждал идею еще с прежним губернатором Калининградской области Николаем Цукановым. Его преемник на государственной должности Антон Алиханов в январе этого года заявил, что предложение о строительстве парка уже обсуждалось с руководством Министерства обороны, и предварительное одобрение было получено. Действительно, летом прошлого года министру обороны России Сергею Шойгу, посетившему регион, был представлен план целевого использования аэродрома «Калининград – Малое Исаково (Девау)».
Согласно плану, здесь разместятся вертолетные площадки, спортивно-технические клубы ДОСААФ, парашютно-десантная вышка, аэродинамическая труба, авиамодельные кружки, комнаты юнармейцев и так далее. При этом взлетно-посадочную полосу предполагается сохранить. И рады такому подходу будут не только досаафовцы, но и авиаторы из-за рубежа.
Свидетельством тому – письмо, которое пришло на имя Александра Колмакова из организации «Unser Haus Deutshland» («Наш дом – Германия»). Оно содержит ссылку на переговоры президентов двух стран, направленные на развитие международных отношений. В письме говорится: «11 ноября 2019 года исполняется 100 лет со дня создания аэропорта «Девау»… Уникальный аэродром «Девау» и его 100-летний юбилей заслуживает пристального внимания Правительства РФ, Правительства Калининградской области и руководства ДОСААФ России по его сохранению и восстановлению, что позволит привлечь широкий круг любителей авиации, в том числе и ретроавиации из соседних государств».
И впору опять упомянуть Сергея Есенина, точнее, его строки: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи». Так неужели для того, чтобы оценить всю уникальность аэродрома и те дивиденды, которые он может принести региону, надо глядеть со стороны…
Михаил НИКОЛАЕВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ