Противотанковое ружье – аргумент весомый
Впервые противотанковые ружья как средство борьбы с бронетехникой появились во время Первой мировой войны, изделия фирмы «Маузер» впервые применили германские войска против английских и французских танков. Однако боевая эффективность использования этих противотанковых ружей оказалась невысокой, немцами было подбито всего семь бронированных чудовищ. Тем не менее это оружие имело и плюсы: относительная простота изготовления, удобство маскировки огневой позиции, высокая мобильность расчета.
В СССР постановление правительства о разработке противотанкового ружья вышло в марте 1936 года, в период до 1938 года было испытано 15 образцов, однако ни один из них не удовлетворял предъявляемым требованиям. В 1939 году на вооружение Красной армии было принято противотанковое ружье системы Рукавишникова под патрон 14,5х114 мм. Однако в дальнейшем были выявлены недоработки этой конструкции. К тому же большая вспышка при произведении выстрела демаскировала расчет. В 1939 году было выпущено всего 5 ружей, в августе 1940 года их сняли с вооружения.
В июле 1941 года Главный военный совет вторично рассмотрел вопрос о принятии на вооружение ПТР Рукавишникова образца 1939 года. Однако на доводку конструкции потребовалось бы время, которого не было. К тому же препятствиями для выпуска этого ПТР были сложность конструкции и дороговизна производства.
К разработке нового ПТР были привлечены конструкторы-оружейники Василий Алексеевич Дегтярев и Сергей Гаврилович Симонов, которые должны были в кратчайшие сроки разработать новую конструкцию. Через 22 дня в наркомат вооружения были предоставлены сразу два варианта ружей – оружейники представили каждый свою систему. После проведения испытательных стрельб было принято решение о принятии на вооружение сразу двух образцов: противотанковое однозарядное ружье системы Дегтярева — ПТРД и противотанковое самозарядное ружье системы Симонова — ПТРС. Оба изделия были приняты на вооружение в один день, 29 августа 1941 года.
Ружье Дегтярева оказалось технологичным в производстве, его практически целиком можно было изготовить на токарном станке, благодаря этому массовый выпуск ПТРД был налажен раньше, чем постановка в серию ПТРС.
Противотанковое ружье Дегтярева удачно сочетало простоту, эффективность и надежность. Минимум деталей, использование вместо рамы трубы приклада значительно упрощали производство. ПТРД — однозарядное оружие с ручным заряжанием и автоматическим открыванием затвора. Канал ствола этого ПТР имеет восемь нарезов, для уменьшения отдачи ствол оснащен дульным тормозом, плечевой упор ружья снабжен пружинным амортизатором. Для повышения устойчивости при стрельбе на ружье имеются складные сошки, на стволе укреплена рукоятка для переноски ружья. Также для удобства использования ружье снабжено пистолетной рукояткой. Обслуживалось ПТРД расчетом из двух человек.
ТТХ ПТРД
Масса – 17,3 кг; длина – 2000 мм; патрон – 14,5х114 мм; принцип работы – ручная подача; боевая скорострельность – 8 — 10 выстрелов в минуту; начальная скорость полета пули – 1020 м/с; прицельная дальность – 1000 м.
Противотанковое ружье системы Симонова — ПТРС конструктивно сложнее, чем ПТРД, но при этом имеет более высокую боевую скорострельность – 15 выстрелов в минуту против 8 — 10 выстрелов у ПТРД.
Самозарядное ПТРС имеет несъемный магазин, заряжание ружья производится металлической пачкой с пятью патронами. Автоматика ружья работает по принципу отвода части пороховых газов из ствола. Ружье состоит из ствола, оборудованного дульным тормозом и газоотводной камерой, ствольной коробки с прикладом, спусковой скобы, затвора, механизма перезаряжания, ударно-спускового механизма, прицельных приспособлений. Так же как и ружье Дегтярева, ПТРС обслуживает расчет из двух человек.
ТТХ ПТРС
Масса – 22 кг с патронами; длина – 2108 мм; патрон – 14,5х114 мм; принцип работы – отвод пороховых газов; боевая скорострельность – 15 выстрелов в минуту; начальная скорость полета пули – 1020 м/с; прицельная дальность – 1500 м; боепитание – магазин
на 5 патронов.
В ходе войны ПТР успешно использовались для борьбы с легкими и средними танками и другой бронетехникой с толщиной брони до 45 мм на дистанциях до 500 метров.
Немецкие военные специалисты отмечали, что советские противотанковые ружья калибра 14,5 мм способны доставить значительные неприятности и для тяжелой техники. Стрельбой из ПТР можно было вывести из строя и тяжелую технику: сбить гусеницу, повредить танковый ствол, приборы наблюдения. Так, известен случай поединка бронебойщика 151-го стрелкового полка с тяжелым танком «Тигр». Первый выстрел по танку результата не дал: лобовая броня у этого представителя немецких кошачьих составляет 100 миллиметров, ее не всякой пушкой прошибешь.
Бронебойщик спрятался в окоп и, пропустив над собой танк, выстрелил в корму «Тигру», сразу сменив позицию. Пока тяжелый танк разворачивался, чтобы двинуться на окоп и раздавить назойливого стрелка, бронебойщик успел влепить третий выстрел «Тигру» в борт — танк загорелся. Да, это был исключительный случай, а не правило, но насколько был уверен в своем оружии воин-бронебойщик, в одиночку вступив в неравный поединок с бронированным монстром!
Помимо поражения бронированной и небронированной техники, ПТР успешно применялись для стрельбы по амбразурам дотов, пулеметным точкам. И даже по низколетящим самолетам: так, в боях на Курской дуге снайпер-бронебойщик Денисов сумел сбить из противотанкового ружья два вражеских бомбардировщика.
С появлением у противника танков с более сильным бронированием значение ПТР на поле боя несколько снизилось, но тем не менее противотанковые ружья продолжали с успехом применяться до конца войны. Всего за годы производства было выпущено 281 111 единиц ПТРД и 190 615 ружей системы Симонова.
С. Волков, по материалам
из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ