«Тренер» — полный эффект присутствия
Этот фильм – яркое воплощение поговорки про человека, который и швец, и жнец, и на дуде игрец. 33-летний Данила Козловский выступил в роли режиссера, сценариста, продюсера и актера данной картины. Обычно подобные эксперименты чреваты: ну очень трудно сидеть у монитора, затем мчаться в кадр, при этом думать о том, как ярче воплотить сценарную идею, чтобы ее можно было потом подороже продать. Прибавьте и еще одно обстоятельство – для опытного актера Козловского «Тренер» — режиссерский дебют. В общем, сам Данила поставил перед собой настолько высокую планку, что, оценивая его первый фильм, невольно закрываешь глаза на некоторые погрешности – безумству храбрых мы по традиции поем песню…
Сюжет фильма таков: один из ярчайших футболистов «Спартака», капитан сборной Юрий Столешников в судьбоносном матче со сборной Румынии не забивает пенальти. Это позор, бесчестье, крах карьеры. Юрию взять бы паузу — пережить кризис, а он устраивает прямо на поле драку с болельщиками. Естественно, следует дисквалификация. Бузотер, рассекавшей раньше на элитном авто с козырными номерами, теперь играет в регби – а попросту месит грязь в глухой провинции. Неожиданно к нему поступает предложение возглавить в качестве тренера региональную команду «Метеор». Юрий соглашается, для него это шанс вернуться в любимую профессию, возможность реабилитироваться и доказать себе, всем окружающим, а главное, собственному отцу-перфекционисту, что он еще на что-то способен.
Команда принимает тренера в штыки: кто-то привык к спокойной, инертной жизни, кто-то не видит мотивации для стараний, а кто-то и просто сливает игры за деньги. Ситуацию делает особенно нервной присутствие двух женщин: одна из них президент клуба и по совместительству дочь мэра (Ирина Горбачева), а вторая – врач команды (Ольга Зуева), в которую Юрий немедленно влюбляется… Столешникову придется пройти длинный путь, на котором он совершит массу ошибок, прежде чем научится ладить с людьми, находить ключики к их душам. Он переживет и личную трагедию и, только изменившись внутренне, сможет поменять и внешние обстоятельства – совершит настоящее чудо, приведет «Метеор» к немыслимым результатам…
Фильм «Тренер» скроен по лекалам недавнего триумфатора проката картины «Движение вверх». Оно и понятно: обе ленты на счету продюсерской компании ТРИТЭ. По большому счету ничего плохого в этой схожести нет – не самые плохие лекала. Правда, особый нерв баскетбольной драме придавала реальность, достоверность рассказанной истории, «Тренер» же – сплошная выдумка. Может, именно поэтому сценарно фильм кое-где проседает. Есть там, например, линия футбольных болельщиков. Юрий Столешников пытается их научить болеть «правильно» — с чувством, с толком, с расстановкой. Так вот: возглавляемые харизматичным бородатым героем Александра Ильина-мл. фанаты приучаются читать почти рэп на трибунах, бить в африканские тамтамы, отмечать траурные события, а потом они и вовсе долго ходят по городу, распевая хором старый хит «Яллы» и Ирины Отиевой «Я уплываю, и время несет меня с края на край», чтобы красиво и печально раствориться в закате. Спрашивается, что хотел этим сказать автор?
Или любовная линия в фильме. Хоть пресса и пишет о том, что Данилу Козловского и Ольгу Зуеву связывают в жизни романтические отношения, в кадре химии между ними нет. Героиня Ольги вообще странноватая девица. Чего стоит эпизод, в котором ее персонаж, думая, что Юрий ее бросил, не дает парню нести магазинные пакеты! Вроде того что эти пакеты – часть ее личного пространства и не смейте на него посягать…
Еще один женский образ – созданный Ириной Горбачевой – тоже вызывает вопросы. Мужеподобная президентша клуба, способная ради команды дать взятку арбитру и даже побить его, вроде бы отстаивает таким замысловатым способом право на собственный бизнес и на личное мнение – вопреки воле папы-мэра, которого играет наше «абсолютное зло» Виктор Вержбицкий. Но сделан этот образ как-то одной краской, неинтересно: постоянно взвинченная, близкая к истерике героиня будто перешла в это кино из предыдущей работы Ирины – фильма «Аритмия».
Однако все эти недостатки уравновешиваются бесспорными достоинствами фильма. Во-первых, как всегда мастерски сыграли свои роли Владимир Ильин (детский тренер) и Андрей Смоляков (папа Юрия). Во-вторых, сам футбол снят вкусно, красиво, профессионально, у зрителя полное ощущение личного присутствия на игре, которое усиливают появляющиеся в кадре «настоящие», живые футболисты – Дмитрий Сычев, Алан Гатагов и Дмитрий Агапцев. Футбольный инсайд — с покупными судьями, тотализатором — тоже показан интересно, Не стоит сбрасывать со счетов и безмерное обаяние и харизму Данилы Козловского: он действительно талантливый актер, который не выезжает на штампах. В фильме он выдает и комические, и драматические краски, участвует в эротическом эпизоде, сам играет в футбол, а когда в качестве тренера стоит у кромки поля – в черном костюме, узеньком галстуке, – он та-ак похож на гения Гвардиолу! Думаю, этого сходства Данила добивался осознанно.
К несомненным плюсам картины следует отнести и интересный саундтрек – звучит и любимый Козловским Синатра, и ДДТ, и ритмичный Believer Imagine Dragons…
Ну а самое главное — месседж, которых вдохновляет. Любой человек может оступиться, упасть. И только от этого человека зависит, остаться ли лежать в грязи или подняться, отряхнуться и пойти дальше. Чудеса случаются. Команды–аутсайдеры могут стать чемпионами. Страны, которых загоняют в статус изгоев, могут своими свершениями заставить уважать себя весь мир… Актуально? Еще как!
Ну и потом, мы же помним, что у нас на носу чемпионат мира по футболу. Фильм «Тренер», который в том числе рассказывает о человеческом достоинстве, может как-то встряхнуть российскую сборную, заставить поверить в себя, в нас. Вот Данила Козловский в себя поверил. Один из самых высокооплачиваемых актеров, которому уже ничего не надо доказывать, взял и рискнул, поставил себя в уязвимую позицию, перешел из зоны комфорта в зону дискомфорта, возможной критики, насмешек. Рискнул, повысил собственную планку и взял эту высоту. Его пример – другим наука…
Илона Егиазарова.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ