Быть невидимым, будучи видимым
Немногим более 100 лет назад военная одежда была яркой и многоцветной. Солдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно. Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Наиболее грозные силы вдобавок выделялись хорошо заметными деталями одежды. Например, в русской армии XVIII века артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками. Ни о какой маскировке здесь не могло идти и речи.
История вопроса
До начала ХХ века камуфляж как способ визуальной маскировки военной формы в армиях не применялся, кроме случаев скрытных действий из засады.
Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.
Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новгородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт. Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.
Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждавшие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы.
За границей, например, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный английский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Это сражение наглядно показало преимущества тактики камуфляжа перед пагубностью яркого, заметного обмундирования.
Поняв, что цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все подряд. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки, одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать даже кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.
С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии. В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что на языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси, где оно означало «грязь» в смысле «земля» или «почва»). Теперь это слово есть практически во всех языках мира.
Японцы также сделали нужные выводы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном местности. В Русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах. Офицеры щеголяли в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, в фуражках с белыми чехлами. Меткий огонь японской пехоты быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке. Японцы стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским солдатам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.
Внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году. Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал на другой, да и достаточно большое однотонное пятно — фигура солдата в защитном обмундировании — все же выделялось на фоне местности, которая редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной, яркой зелени и тем более на фоне снега.
Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны присутствовать несколько цветов. Так родилась всем известная камуфляжная окраска.
Научный подход
В 20-х годах в советской России была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды. В Государственном институте АН СССР были начаты исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сравнения уровня приведем пример: первый камуфляжный рисунок для американской армии был разработан садоводом Н. Гиллеспи.
В начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма хорошо «разбивали» силуэт человека. В таких «маскировочных халатах» Красная армия и вступила в Великую Отечественную войну.
Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези. Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражку и скрадывал очертания плеч и головы.
В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщенного опыта в конце войны появился новый трехцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создает оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.
Дополнительно ткань прокатывали «амебами» светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий вблизи, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» большие пятна – практически идеальная маскировка.
В 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован, были введены шлёвки для крепления растительности.
Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в три-дцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда, уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на Западе называют «компьютерным» (computer madding).
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по темно-зеленому фону и желтые пятна на травянисто-зеленом фоне. Комбинезон также можно вывернуть на ночную, менее контрастную сторону. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.
В начале 80-х годов камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработки) «Бутан». Отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам. А существующие в обиходе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «березками», «амебами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально «разбивает» силуэт на фоне растительности и одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористики (вот это является проблемой).
В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. В 1994 году рисунок был заменен на более универсальный, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых березок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид. В конце 90-х годов ЦВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок «флора». В нем явно прослеживается влияние «тигрового» рисунка времен вьетнамской войны – единственного по-настоящему удачного и продуманного камуфляжа в американской армии. Несмотря на свой довольно «страшненький» внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе России. В войсках из-за характерных полос камуфляж быстро прозвали «арбузным». В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа – цифровой. О нем известно немного, практического применения в войсках нет, а единственное реальное участие данного камуфляжа в каких-либо мероприятиях ВС РФ – парад на Красной площади 9 мая 2008 года.
Критерий раскраски
Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? Почему некоторые виды камуфляжа хороши только после застирывания? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли: человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот, достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.
В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа – быть невидимым, будучи видимым.
По материалам https://topwar.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ