Старше, чем Народная армия
Создание ДОСААФ СССР дало толчок к появлению аналогичной организации в ГДР, днем рождения которой считается 7 августа 1952 года. Общество «Спорт и техника» (Gesellschaft für Sport und Technik) в стране было принято именовать короткой аббревиатурой GST, которая в русской транскрипции того периода ошибочно выглядела как ГСТ (по правилам произношения – ГШТ). Для удобства время от времени будем пользоваться сокращением ГШТ и мы.
Параллельно с рабочими дружинами
Вместе с тем по сравнению с советской моделью наблюдалось и существенное отличие. Новая организация охватывала преимущественно учащихся, в то время как члены трудовых коллективов входили в своеобразное народное ополчение – боевые дружины рабочего класса, оплот территориальной обороны в ГДР. На сайте «Военное обозрение» отмечалось, что члены ГШT не имели права вступать в эти дружины, которые в свою очередь не создавались в учреждениях народного образования.
Надо учитывать, что в тот момент в Восточной Германии не существовало вооруженных сил – Народная армия начала создаваться только в 1956-м. И с этой поры общество «Спорт и техника», изначально считавшееся самостоятельным, стало координироваться министерством национальной обороны. Одновременно ГШТ, куда можно было вступить с 14-летнего возраста, структурировалось так же, как и Союз свободной немецкой молодежи, соответствовавший нашему комсомолу. Съезд как высший орган, окружные и районные конференции, центральное, окружные и районные правления – все это было выстроено четко, по-немецки.
В свете поражения Германии во Второй мировой войне вызывало любопытство: а откуда браться руководящим кадрам ГШТ? Среди первых лиц организации были, например, члены интербригад, боровшиеся с режимом Франко в Испании в 1930-е. Такая строка есть в биографии Рихарда Штаймера, чья жена Элеонора являлась дочерью президента ГДР Вильгельма Пика. Забавно, что на балансе общества «Спорт и техника» имелось учебное парусное судно «Вильгельм Пик» постройки 1951 года, но о какой-то семейственности говорить тут не приходилось: Штаймер возглавил организацию в 1955-м, а его брак с Элеонорой завершился годом ранее.
Но в 1940-е даже люди с антифашистскими убеждениями не могли избежать службы в вермахте или хотя бы в штрафных частях. Это касалось и будущих председателей ЦК ГШТ. Курт Лобергер в Греции сумел перейти к партизанам, Гюнтер Теллер в конце войны в звании старшего ефрейтора пехоты попал в американский плен, откуда вскоре был отпущен на свободу. Разве что Гюнтер Кутшенбаух, последний из руководителей, достиг совершеннолетия уже после окончания военных действий.
Не только техника, но и идеология
Во главе ГШТ Теллер являлся генерал-лейтенантом, Кутшенбаух — вице-адмиралом, но связь добровольного общества с Народной армией ГДР, как уже отмечалось, стала укрепляться гораздо раньше. Бывшие профессиональные служащие занимали посты на различных ступеньках общества «Спорт и техника», с начала 1960-х появилась униформа, награды и знаки отличия. Одновременно акцент стал переноситься с приобретения чисто технических навыков на задачи «социалистической организации обороны», то есть все четче проявлялась идеологическая составляющая.
Фактически юноши и девушки могли заниматься техническими видами спорта только в рамках этой организации. Под особым контролем находились, например, подводный спорт и планеризм, поскольку в партийных органах рассматривали навыки дайвинга или парения в воздухе в контексте возможных попыток перебраться из Восточной Германии в Западную. С другой стороны, молодых людей членство привлекало возможностью недорого получить права на вождение мотоцикла или автомобиля. Впоследствии военная подготовка через ГШТ была введена в средних школах как обязательный предмет и стала неотъемлемой частью учебных программ. Для школьников и студентов предусматривались двухнедельные сборы в тренировочных лагерях, с марш-бросками и учебными стрельбами. Девушки учились оказывать первую помощь раненым.
Кроме того, призывников зачисляли в парашютисты, радиооператоры или подводники лишь при условии прохождения двухгодичной подготовки в обществе «Спорт и техника». От будущих десантников требовалось иметь в активе не менее 12 прыжков. С 1987 года молодые люди призывного возраста, остававшиеся в резервистах, должны были стоять на учете в ГШТ и участвовать в спортивных соревнованиях под ее эгидой. Данные по числу членов в 1980-е разнятся, фигурируют числа от 400 000 до 650 000. Количество местных отделений доходило до 10000.
Рука об руку
Связь между оборонными организациями двух братских стран была устойчивой и проявлялась во многих направлениях. Тот же Рихард Штаймер, например, был приглашен на IV съезд ДОСААФ в 1958-м, и в номере журнала «Радио» № 4 было опубликовано его выступление под заголовком «Наша дружба – вклад в дело мира». К слову, по примеру советских товарищей ГШТ тоже имело свои издания, среди которых самым известным являлся ежемесячный журнал «Cпорт и техника».
Обмен опытом происходил на уровне не только центральных, но и региональных организаций. Например, в 1982-м делегация оборонного общества ГДР, которой руководил Манфред Киндт, нанесла визит в Уфу и была принята председателем Башкирского комитета ДОСААФ Шарипом Миннигуловым. В актовом зале организации состоялся митинг дружбы. В музее, открытом в тот же год в Республиканском доме ДОСААФ в Минске, можно было увидеть подарки с эмблемами общества «Спорт и техника». Разумеется, допризывники из двух стран периодически встречались в интернациональных оборонно-спортивных лагерях.
Обратимся опять к публикации в журнале «Радио» № 10 за 1974 год. Инженер Карл-Хайнц Шуберт, главный редактор журнала «Функаматер», писал о связях между двумя обшествами: «Они дают нам, гражданам ГДР, очень многое, так как в ДОСААФ мы видим пример наиболее развитой из всех социалистических стран патриотической оборонной организации, которая успешно решает большие задачи по укреплению обороноспособности своей социалистической Родины».
Показательно и то, что советская и немецкая молодежь училась военному делу примерно на одних и тех же образцах техники. Например, самолет Як-18А в августе 1959-го был впервые продемонстрирован на выставке ДОСААФ в Тушине. В документах ДОСААФ от сентября 1960-го он уже упоминался в числе типов самолетов, находящихся в эксплуатации. В аэроклубах и учебных центрах ДОСААФ Як-18, Як-18У и Як-18А использовались прежде всего как самолеты первоначального обучения. Примерно в то же время, в период с сентября 1958-го по июль 1959-го, тридцать Як-18У были переданы Вооруженными силами ГДР в аэроклубы ГШТ и получили там гражданскую регистрацию.
То же можно сказать и о радиостанциях Р-108Д и Р-109Д («Астра-1»), которые использовались в радиоклубах ДОСААФ, к примеру, в качестве передатчиков на соревнованиях «охота на лис». Члены общества «Спорт и техника» тоже регулярно имели дело с «Астрами».
Вместо эпилога
Курс на объединение двух Германий, получившее официальное оформление в октябре 1990 года, означал ликвидацию ГШТ в том виде, в котором организация существовала. Но она прекратила свою деятельность даже раньше – весной того же года.
Германской Демократической Республики давно уже нет, но память об обществе «Спорт и техника» жива в немецком обществе. И неслучайно пользователь Хорст Лутцеманн спорил с оппонентами в социальных сетях: «Я вступил в GST, когда мне было 14 лет, и занимался планерами все время моего ученичества. Мы платили только членские взносы — 25 или 50 пфеннигов. Могут себе сегодня дети в Германии это позволить?»
Святослав БОРИСОВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ