«Нормандия-Неман» — памяти павших будем достойны
Пьер Малиновский: это проект, который объединяет наши две страны, который отражает русско-французскую дружбу, сохраняет память о героическом времени.
Еще живы свидетели Второй мировой войны, живы их потомки. Гитлеровская Германия, развязавшая эту войну, захватила почти всю Европу и вероломно напала на Советский Союз. В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками объединились народы. В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу летчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против Германии.
12 ноября 1942 года СНК СССР утвердил постановление № 1806-850сс «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». 25 ноября того же года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. 29 ноября на аэродром в городе Иваново прибыли пятнадцать французских пилотов, тридцать девять авиатехников и четыре штабных офицера. 4 декабря из них была сформирована авиационная эскадрилья, получившая наименование «Нормандия». В июле 1943 года эскадрилья была преобразована в полк. Авиаполк «Нормандия-Неман» стал единственной воинской частью другой страны, воевавшей на территории СССР в годы Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков.
6 августа 2018 года началась операция по подъему самолета французской эскадрильи, сбитого летом 1943 года. О сбитом самолете известно давно: еще в конце войны были попытки его достать, но не получилось, безрезультатно закончились работы по поднятию сбитой машины и в 1985 году, и в девяностые. В 1999 году специалисты МЧС смогли поднять фрагменты самолета, в частности, по серийному номеру на одной из деталей удалось определить, что это части самолета Як-9. В 1943 году в этих местах находился аэродром, на котором как раз и базировалась «Нормандия-Неман», укомплектованная такими истребителями.
Данные из архивов о сбитом Як-9 на границе Смоленской и Калужской областей заинтересовали французского историка и археолога Пьера Малиновского («Вести ДОСААФ» уже рассказывали о его экспедициях по поиску русских солдат Первой мировой войны, погибших при защите Франции). Восемь месяцев потребовалось ему на подготовку проекта по поиску точного места и возможности поднятия самолета. По поднятым фрагментам самолета стало возможным предположить, что за штурвалом сбитого истребителя находился пилот «Нормандии-Неман» капитан Пьер де Форж.
Место падения самолета находится в труднодоступной болотистой местности недалеко от деревни Бывалки Смоленской области. За 75 лет его уже затянуло илом, сверху образовалось озеро: подъем будет технически сложным.
На месте проведения работ был разбит полевой лагерь, в дальнейшем будут проложены колонные пути от лагеря к месту падения самолета для прохода техники — тягачей, крана, экскаватора, трактора. Далее для проведения водолазных работ развернут понтон. Сначала потребуется максимально возможно осушить пространство, размыть ил, а затем доставать самолет.
Правительство Франции поддержало этот проект, также выяснилось, что живы сыновья погибшего летчика, обоим уже за 80 лет. Их очень взволновала сама новость о том, что возможно отыскать останки их героически погибшего отца.
С российской стороны все работы по поднятию самолета будет проводить Экспедиционный центр Министерства обороны РФ. Если будут обнаружены останки пилота, их эксгумацией будет заниматься управление по увековечению памяти погибших защитников отечества Министерства обороны РФ.
Пьер Малиновский на данном этапе — единственный участник проекта с французской стороны, но он находится в постоянном контакте со всеми заинтересованными людьми во Франции. В середине августа ожидается приезд журналистов издания «Пари матч» для подготовки специального репортажа.
Экспедиционный центр Министерства обороны России особое внимание уделяет военно-патриотическому воспитанию молодежи. Во все экспедиции, которые считаются неопасными, привлекают подростков начиная с 14 лет — юнармейцев, суворовцев, кадетов. В зависимости от того, как будут продвигаться работы по поднятию самолета, группы юнармейцев и журналистов смогут посетить место раскопок.
«Вести ДОСААФ» будут следить за этим проектом и обязательно расскажут о результатах этой интересной и сложной операции.
Татьяна Кузьмина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ