О подготовке военных летчиков. Из опыта Осоавиахима
Форсированное развитие Осоавиахима началось с весны 1935 г., когда Германия официально сняла с себя версальские ограничения и стала быстро вооружаться. Возможно, некоторые читатели зададутся вопросом: «А зачем заниматься Осоавиахимом, если нужно было укреплять Красную армию?»
Ответ на этот вопрос дает Нарком обороны К. Е. Ворошилов: «Такой организации, как Осоавиахим, включающей в себя десяток с лишним миллионов рабочих и крестьян, мир не знает. (…) Наша армия количественно сейчас довольно значительна, но она мала по сравнению с той армией, которая будет воевать. Необходимо, чтобы бойцы и, особенно, командиры, которые во время войны вольются в армию уже теперь, будучи в запасе, в своей военной подготовке возможно меньше отставали от наших кадров. А это отставание в настоящее время прямо угрожающее».
Так ставился вопрос в 1935 г., но эти слова в определенной степени можно отнести и к современности: ДОСААФ России – развитие Осоавиахима.
В сложной обстановке середины 1930-х гг. военно-политическое руководство СССР пришло к выводу, что для достойного противодействия будущему противнику в воздухе нужно готовить советскую молодежь в Осоавиахиме для военной авиации.
Комплектование военных летных школ курсантами осуществлялось со второй половины 1930-х гг. выпускниками аэроклубов Осоавиахима, где они проходили первоначальную летную подготовку на самолетах У-2.
Сначала будущий летчик проходил в аэроклубе теоретический курс, затем – полеты на У-2. Первый самостоятельный полет обычно осуществлялся после 25 – 30 часов налета с инструктором. В последующем учлет летал 20 часов самостоятельно, выполняя простые задания. Также во время учебы будущие летчики должны были совершить один-два прыжка с парашютом. И надо сказать, что Осоавиахим со своей задачей справился, подготовив к войне около 100 тысяч пилотов. Но подготовка военных летчиков тормозилась по разным причинам.
В 1930-х – начале 1940-х гг. в подготовке военных пилотов в разных военных округах имелись свои особенности. Кроме местных проблем (нехватка хороших аэродромов и соответствующей учебной техники), из Москвы давались указания об увеличении набора учлетов. При этом высшие начальники мало заботились о материальном обеспечении грандиозных планов, которые были обусловлены увеличением темпов поступления в войска скоростной боевой авиатехники. Достаточно сказать, что 22 июня 1941 года Красная армия имела около 18 тысяч боевых самолетов, но не все летчики умели на них хорошо летать, особенно на современных машинах.
В подготовке военных летчиков перед войной устоявшейся системы не было, так как изменения в правилах приема и в программах обучения происходили постоянно. Одно было неизменно: в военные авиашколы контингент шел исключительно после окончания аэроклуба.
А теперь для погружения в обстановку предвоенных лет рассмотрим два примера.
Дважды Герой Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев до армии прошел курс в аэроклубе на У-2, в армию его призвали 21 сентября 1938 г. Служил красноармейцем, окончил школу младших командиров и был направлен… токарем на рембазу. В конце марта 1940 года, когда в г. Бирма на Дальнем Востоке была наконец открыта военная авиашкола, Евстигнеев был направлен в нее. Школа принимала только тех, кто служил на Дальнем Востоке. Курсантов распределили по группам, звеньям, отрядам и классным отделениям. Занятия проводились в две смены: у одних до обеда теория, а после шести часов – учебные полеты, у других – наоборот. После выполнения самостоятельных полетов по кругу и в зоне начиналось освоение истребителя И-16. Звено и его боевой порядок в истребительной авиации состояли из трех самолетов, поэтому в школе формировались курсантские тройки. В конце декабря 1940 года обучение окончилось, но возникает вопрос, зачем было будущему истребителю терять время, работая токарем?
Герой Советского Союза Георгий Артурович Баевский, учась в 9-м классе школы, поступил в аэроклуб Осоавиахима Дзержинского района г. Москвы. Аэроклуб он окончил 12 мая 1939 г., пройдя подготовку на учебном У-2. На следующий год десятикласснику Баевскому пришло сообщение о возможности поступить в военную авиашколу. Служба у него началась 7 мая 1940 г. в Серпуховской военной истребительной авиационной школе. Баевский вспоминал: «С первых же дней нагрузка на нас, курсантов школы, показалась весьма тяжелой. После подъема и зарядки – обязательная строевая подготовка, затем теоретические занятия не менее шести часов, так называемое «свободное время» также использовалось для занятий. Мы добросовестно изучали «Теорию полета» Висленева и Кузьменко, «Аэронавигацию» Кудрявцева и другие учебники, а «Наставление по производству полетов» и «Курс учебно-летной подготовки» знали почти «на зубок». Много времени уделялось изучению (…) истребителя И-15бис и мотора М-25. Большая часть курсантов нашего выпуска завершала предварительный налет отработкой специального элемента «скоростной посадки» на У-2. (…) Самостоятельный вылет на И-15бис предусматривался без инструктора, так как самолетов с двойным управлением – спарок – не было».
Во время обучения был очень большой отсев: из девяти курсантов летной группы Баевского к полетам на истребителе были допущены всего двое: Георгий Баевский и Павел Палагин.
Баевский, поступивший в мае 1940 г. в летную школу, учился всего шесть месяцев и был оставлен летчиком-инструктором.
Здесь мы тоже видим «перешагивание» через проблемы. Во-первых, Г. А. Баевскому не дали доучиться и получить среднее образование, во-вторых, в Серпуховской авиашколе не было скоростного учебного самолета УТ-2 и в-третьих — И-15бис был одноместным и учиться без инструктора в воздухе было рискованно.
Рассмотрев эти примеры, вы можете легко увидеть их неполное соответствие приводимым в статье схемам, взятым из документов того времени.
С 25 февраля 1941 г. подготовка летчиков должна была осуществляться последовательно. Первой ступенью являлись военные школы первоначального обучения со сроком обучения в мирное время четыре и в военное время – три месяца (налет – 30 часов). Эти школы создавались на базе лучших аэроклубов Осоавиахима. Перед войной успели создать 30 таких школ.
Второй ступенью являлись военные школы пилотов боевых самолетов (в мирное время девять, в военное – шесть месяцев).
Третья ступень – военные авиаучилища со сроком обучения два года (или один год во время войны).
Таким образом, весной 1941 года начала формироваться новая система подготовки авиационных кадров, однако она стала действовать уже во время войны. Проблемы с подготовкой военных летчиков продолжались до Сталинградской битвы. Под Сталинград прибывали молодые летчики, имевшие мизерный налет на Як-9, и они должны были почти сразу вступать в бой.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ