Самый большой в мире серийный вертолет: Ми-26
Этот тяжелый многоцелевой транспортный вертолет, разработанный в 70-е годы для замены вертолета Ми-6, до сих пор является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным вертолетом.
Продолжая развитие тяжелых транспортных вертолетов, необходимых для народного хозяйства и вооруженных сил, на МВЗ имени М. Л. Миля в начале 1970-х годов приступили к разработке нового тяжелого транспортного вертолета для замены вертолета Ми-6. Необходимость разработки новой модели обуславливалась возрастающими потребностями Вооруженных сил СССР и народного хозяйства. Согласно требованиям, новый вертолет должен был перевозить грузы массой 20 тонн на расстояние 500 километров. Ведущим конструктором проекта вертолета нового поколения был назначен О. В. Бахов.
Первоначально рассматривалось несколько схем будущей машины: одновинтовая, двухвинтовая, продольная и поперечная. Проведенными в МВЗ им. М. Л. Миля совместно с ЦАГИ и ЦИАМ исследованиями было установлено, что проектирование вертолета большой грузоподъемности может быть основано только на применении редукторных систем привода несущего винта – это и обусловило выбор одновинтовой схемы. Основную трудность представляла проблема передачи к несущему винту огромной мощности, но проблему удалось успешно решить в ОКБ созданием уникального главного редуктора, имеющего не намного большую массу, чем редуктор вертолета Ми-6, при практически вдвое большей передаваемой мощности.
При создании нового тяжелого вертолета был учтен опыт эксплуатации предыдущих моделей. Большое внимание создатели вертолета, получившего обозначение Ми-26, уделили конструкции несущего винта. Новую машину оснастили винтом с металлопластиковыми лопастями. Такое решение значительно улучшило технические характеристики вертолета, спроектированный несущий винт позволял получить большую тягу, чем несущий винт вертолета Ми-6.
Удачным получился и фюзеляж новой машины: при сохранении требуемой массы фюзеляжа конструкторам удалось повысить жесткость конструкции и увеличить полезный объем грузовой кабины в несколько раз. Фюзеляж вертолета выполнен из цельного металла и имеет попеременное сечение. В носовой области находится радиопрозрачный обтекатель. За кабиной экипажа располагается отсек для пассажиров и оборудования. Общая площадь, пригодная для перевозки груза, составляет около 40 кв. м.
Первый полет опытный образец вертолета Ми-26 совершил 14 декабря 1977 г. В 1980 году Ми-26, получив высокую оценку Государственной комиссии и пилотов-испытателей, успешно прошел государственные испытания. Новую машину было рекомендовано запустить в серию. В 1983 году начались войсковые испытания, и через два года Ми-26 стал поступать в войска.
Широкой общественности вертолет был показан в 1981 году на международном авиасалоне в Ле Бурже, где Ми-26 произвел настоящий фурор, продемонстрировав грузоподъемность, недоступную для зарубежных вертолетов. По летно-техническим характеристикам вертолет Ми-26 значительно превзошел отечественные и зарубежные вертолеты, о чем свидетельствуют установленные на новой машине в феврале 1982 года 14 международных рекордов, среди которых рекорды подъема груза 25 тонн на высоту 4100 м, 20 тонн на высоту 4600 м, а также рекорд достижения высоты 2000 метров с полетной массой 56 768 кг.
Силовая установка вертолета Ми-26 состоит из двух турбовальных ГТД со свободной турбиной Д-136, установленных сверху фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных противопожарной перегородкой. В случае выхода из строя одного из двигателей система автоматически увеличивает мощность второго до чрезвычайной, поддерживая постоянные обороты несущего винта.
Воздухозаборники двигателей оборудованы пылезащитными устройствами и системами противообледенения.
ТТХ вертолета модификации Ми-26Т
Длина вертолета – 40 м; высота по несущему винту – 8,14 м; диаметр несущего винта – 32 м; диаметр рулевого винта – 7,61 м; масса пустого – 28200 кг; максимальная взлетная масса – 56000 кг; грузоподъемность в грузовой кабине – 20 т; взлетная мощность двигателей – 2х11400 л. с.; максимальная скорость – 295 км/ч; дальность полета: при максимальной заправке – 800 км, при максимальной загрузке – 475 км.
В военно-транспортном варианте вертолета в грузовой кабине может размещаться 80 солдат со снаряжением или 60 раненых на носилках с сопровождающими. В пассажирском варианте в кабине размещаются 70 пассажиров на стандартных креслах с откидывающимися спинками, освещением и сигнализацией, доступ в кабину осуществляется через дверь с левого борта с откидным трапом. Для обеспечения комфортных условий для пассажиров установлена система кондиционирования воздуха и применена теплозвукоизоляционная отделка.
Вертолет прекрасно подходит для решения задач как военного, так и мирного характера. Ми-26 может быть использован для спасательных операций, перевозки негабаритных грузов как в кабине, так и на внешней подвеске. Используется этот вертолет для тушения пожаров и эвакуации при стихийных бедствиях. В 1986 году вертолеты Ми-26 провели колоссальный объем работ во время ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
После широкой демонстрации возможностей в Ле Бурже самым мощным в мире воздушным «тяжеловозом» заинтересовались иностранные заказчики. Первой страной, которая купила гиганта Ми-26, стала Индия. В дальнейшем машины стали поставляться в страны Африки, Азии и Южной Америки.
На сегодняшний день Ми-26 является крупнейшим транспортным вертолетом в мире, выпускающимся серийно. За время производства вертолета было разработано много модификаций вертолета: военно-транспортный, пассажирский, гражданский транспортный, летающий кран, медицинский.
Самый современный модернизированный вариант вертолета — Ми-26Т2В, созданный для ВКС России, совершил первый полет в августе 2018 года. Этот вертолет оснащен современным интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, позволяющим пилотировать вертолет в любое время суток с выполнением автоматического полета по маршруту и заходом на посадку. А новейший бортовой комплекс обороны вертолета Ми-26Т2В способен обеспечить защиту могучего вертолета от поражения ракетными комплексами ПВО противника.
Сергей Волков,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ