Советские МиГи на Ближнем Востоке
Предыстория присутствия российских Воздушно-космических сил в Сирии
В результате шестидневной войны 1967 года израильтянами в считаные дни был получен контроль над большими территориями нескольких арабских государств. После конфликта эти страны не раз пытались вернуть утраченные земли, так, Египет начал ведение боевых действий с целью возвращения Синайского полуострова.
Советский Союз, помимо поставок в Египет боевых самолетов, артиллерии и средств ПВО, направлял в эту страну и военных советников для участия в разработке операций по освобождению арабских земель. В ходе планирования операций требовалось разведать израильскую оборону. Задача по разведке была поставлена перед специальной группой, вооруженной самолетами МиГ-25. Этот самолет, созданный сначала для разведки (МиГ-25Р), а потом и в варианте разведчика-бомбардировщика (МиГ-25РБ), был способен в кратчайшее время набирать высоту более 20 000 м и выполнять полет со скоростью более 3000 км в час.
От ВВС ответственным за выполнение этой задачи был назначен Герой Советского Союза генерал-майор Г. А. Баевский. Летчик-испытатель МиГ-25 А. С. Бежевец руководил летчиками Н. Стоговым, В. Гордиенко, В. Уваровым, Н. Чудиным, Н. Борщевым, Ю. Марченко и И. Маштаковым. Группа, названная «63-й отдельный авиаотряд» (ОАО), имея в своем составе два МиГ-25Р и два МиГ-25РБ, должна была разведать оборону на фронте, военные объекты на захваченных территориях и в Израиле.
Г. А. Баевский вспоминал, что было намечено осуществить «взлет и набор высоты при полных оборотах двигателей, рабочая высота – 22 — 23 тысячи метров, пролет районов, где в воздухе могли быть истребители противника на М = 2,8 («М» – число Маха, соответствующее скорости звука: 1М = 340,6 м/с. – С. Е.). (…) В полете – режим полного радиомолчания. Для срыва возможной атаки, помимо постановки помех, предусматривался и противоракетный маневр».
63-й ОАО успешно справился с заданием. Специалистов удивило высокое качество разведснимков, сделанных «двадцать пятыми»: ими были «вскрыты» все радиолокационные станции (РЛС) противовоздушной обороны, зенитно-ракетные комплексы, аэродромы и другие объекты.
Попытки «Фантомов» F-4E и «Миражей-III» перехватить МиГ-25 не удались. Усилия ЗРК «Хок» также не принесли успеха. Из-за высокой секретности этот эпизод вскоре оброс всевозможными легендами, а спецслужбы США начали на МиГ-25 охоту.
Г. А. Баевский позже писал о полетах «двадцать пятых»: «На индикаторах кругового обзора локаторов можно было наблюдать, как уходили МиГ-25 от преследователей. МиГ-25 шли выше зон досягаемости истребителей и ЗРК противника. (…) Противоракетный маневр не понадобился».
Весной 1972 года 63-й ОАО возвратился в СССР, а 6 октября 1973 г. началась операция, впоследствии названная «войной Судного дня». С ее первого дня в небе развернулась ожесточенная борьба, в которой советским самолетам второго поколения МиГ-21Ф, МиГ-21ПФ, МиГ-21М и МиГ-21МФ противостояли истребители «Мираж» IIICJ и F-4E.
Для справки заметим, что «поколение истребителей» – это совокупность типов летательных аппаратов, обладающих сходными боевыми возможностями. Эксперты считают, что к первому поколению относятся МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-25 и другие. Ко второму поколению – МиГ-21, Су-9, Су-15 и др. К третьему – МиГ-23 и др. К четвертому – МиГ-29, Су-27, МиГ-31 и другие и к пятому – Су-57.
Соотношение потерь в воздухе по итогам «войны Судного дня» сложилось в пользу арабской коалиции. Бои МиГ-21 с «Миражами» велись в основном на равных. Имело место существенное превосходство МиГ-21 при противоборстве с «Фантомами». Так, в пятидесятиминутном бою 14 октября 1973 года, в котором 70 МиГ-21 сражались с 70 самолетами F-4E, было сбито 18 «Фантомов» и лишь четыре МиГа.
Вскоре МиГ-21 решено было заменить истребителями МиГ-23. Сначала эти машины «обкатывались» в Союзе. Наши авиаторы прохладно встретили новую машину. Причины – сложность и недостаточная надежность оборудования, ограничения по пилотированию, обусловленные изменяемой стреловидностью крыла, отсутствие преимуществ перед МиГ-21 по маневренности. Однако по мере модернизации отношение к этому самолету улучшалось. Вскоре МиГ-23 заинтересовал зарубежных покупателей, которым импонировало, что «двадцать третий», кроме всего прочего, стоил относительно недорого. Так, в ценах 1980 г. один МиГ-23МС «отпускался» за 3,6 — 6,6 млн долл. Для сравнения: за F-16A американцы просили 14 млн долл.
Сначала в Сирию пошел МиГ-23МС (модернизированный, с улучшенными прочностными характеристиками и с РЛС «Сапфир»). За ним последовали МиГ-23БH (истребитель-бомбардировщик), МиГ-23МФ (с упрощенной системой вооружения), МиГ-23МЛ, МиГ-23МЛД и МиГ-23УБ (учебно-боевой). Всего было поставлено в Сирию более 170 МиГ-23. Одновременно шло переучивание на них сирийских летчиков.
Сирийцы неохотно расставались с МиГ-21. Только их большие потери сменили настроение летчиков. Они увидели, что даже МиГ-21бис, наиболее «продвинутый» из семейства МиГов, не мог эффективно бороться с истребителями четвертого поколения F-15A и F-16А. Для борьбы с ними из «двадцать третьих» наиболее подходили МиГ-23МЛ («Л» – легкий) и МиГ-23МЛД, у которого была улучшена маневренность и управляемость, а также имелась РЛС, сопровождавшая одновременно до шести воздушных целей, и помехозащищенная связь с землей. Однако первыми вступили в бой МиГ-23МФ.
Было это так: 6 июня 1982 г. один из МиГ-23МФ, летя в составе своей эскадрильи, ракетой Р-23 на расстоянии 11 км сбил беспилотный разведчик BQM-34А «Файерби». Однако эта эскадрилья сама была атакована израильскими F-15А, наводимыми самолетами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Е-2 «Хокай». Увеличив стреловидность и резко снизившись, сирийцы оторвались от группы F-15А.
7 июня при приближении к линии фронта боевой порядок израильтян состоял из прикрытия и ударной группы. Полет истребителей и ударных самолетов обеспечивали «Хокай» и переоборудованный на ДРЛО Боинг-707. Поднятые на перехват МиГ-23МФ сближались с противником в плотных боевых порядках. При этом группа МиГов на локаторах противника смотрелась одной отметкой. Перед атакой МиГи разомкнулись, и часть самолетов «нырнула» на предельно малую высоту, а другая часть стала играть роль «живца», подводя израильтян под удар низколетящей группы. Все делалось так, как учили русские.
В последующие дни израильтяне стали выдвигать в прикрытие не F-15А, а F-16А, наводящиеся с «Хокая». Израильтяне предполагали, что F-16А сумеют уклониться от ракет МиГов даже на встречных курсах. Поэтому при сближении пара F-16А размыкалась, стремясь взять МиГи в «клещи» и навязать МиГ-23МФ ближний бой.
В целом истребители Сирии с 6 по 12 июня 1982 г. (дата прекращения огня) уничтожили в воздушных боях 42 самолета ВВС Израиля, в том числе пять F-15 и шесть F-16, а также один беспилотник.
Генерал-лейтенант В. И. Макаров в своей книге в 2004 году писал: «В период 9 — 12 марта 1982 года работал в составе советской военной делегации в Сирийской Арабской Республике. Делегацию возглавлял Главнокомандующий ВВС главный маршал авиации Кутахов П. С. (…) В состав делегации входили 12 кадровых генералов и офицеров (…)».
Целью этой делегации было, кроме всего прочего, «оказание помощи в выборе форм и способов боевых действий». Генерал-лейтенант Г. П. Яшкин доложил главкому военно-стратегическую обстановку. Наши военачальники посетили сирийскую авиабазу. Накануне один из ее летчиков на МиГ-23 сбил израильский истребитель. Сирийцы обратились к П. С. Кутахову с просьбой выступить перед ними и рассказать, как он сражался с фашистами в Великую Отечественную войну. Наш главком, как вспоминал В. И. Макаров, «выразил уверенность в том, что и в дальнейшем советская авиационная техника будет так же умело и эффективно ими (сирийцами. – С. Е.) использоваться. (…) Речь его закончилась словами: «Над холодными свинцовыми водами Баренцова моря в многочисленных воздушных боях с врагом неоднократно сбивал его самолеты, но и сам был сбит… Горел… Но все же нашел в себе силы и мужество, чтобы остаться живым… И победил!» – раздались восторженные аплодисменты».
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ