Хорошо летать могут только красивые самолеты
К 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора А. Н. Туполева
Авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (10.11.1888 — 23.12.1972) – академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат четырех Сталинских, Ленинской и Государственной премии СССР.
Сразу отметим, что Осоавиахим и ДОСААФ теснейшим образом связаны с техникой, созданной А. Н. Туполевым и его учениками.
В 1908 году Туполев поступил в Императорское техническое училище (в настоящее время – Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана), который окончил с отличием в 1918 году. Сослуживец Андрея Николаевича Л. Л. Кербер пишет по поводу такого большого срока обучения следующее: «За участие в сходках и распространение листовок Московского комитета РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии. – С. Е.) его в 1911 году арестовывают и препровождают в Лефортовский полицейский околоток». Сохранилась копия дела № 8 «Об увольнении студентов по разным причинам», где значится, что в 1911 году уволили 38 человек. Из них один исключен на неопределенный срок. Им-то и был А. Н. Туполев.
Первым шагом Туполева в авиации была постройка в 1910 году планера, на котором он совершил первый полет. 29 мая 1918 года Туполев защитил дипломный проект: «Расчет гидроаэроплана».
Для планового развития авиации в Советской России нужен был научный центр, организацией которого занялись ученый с мировым именем, «отец русской авиации» Николай Егорович Жуковский и инженер Андрей Туполев. Результатом работы стало создание ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института. С ЦАГИ связана вся последующая работа А. Н. Туполева.
Кратко остановимся на конструкторской деятельности Андрея Николаевича. Он считал, что будущее за металлическими самолетами. Поэтому и стал организатором производства советского алюминиевого сплава – кольчугалюминия. В 1922 – 1936 гг. Туполев – один из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик аэродинамических труб, опытного гидроканала и первого опытного завода по строительству металлических самолетов. В 1923 г. он создал свой первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1, в 1924 – АНТ-2, первый советский цельнометаллический самолет, еще через год – первый боевой цельнометаллический самолет АНТ-3, который строился серийно.
Впервые в мире в 1925 году Туполев не только обосновал свободнонесущий цельнометаллический моноплан с оригинальным крылом, с двигателями, расположенными в его передней части (носке), но и создал его под названием АНТ-4.
О самолетах Туполева предвоенного периода — АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3) авиаконструктор А. С. Яковлев писал, что эти самолеты «оказали решающее влияние на дальнейшее развитие бомбардировочной авиации как отечественной, так и зарубежной, в частности, американской. Эти бомбардировщики проложили дорогу создания тяжелых сухопутных самолетов и предопределили рациональную схему их конструкции на много лет вперед».
Продолжим перечисление: АНТ-40 (СБ), АНТ-42 (ТБ-7 или Пе-8)… О самолете АНТ-42: он опередил в своем классе самолеты США и европейских стран. В 1939 году доведенных турбокомпрессоров еще в мире не было, нагнетатель воздуха смогли придумать только Туполев и Петляков, отсюда и недосягаемая высотность ТБ-7.
Перечисляем далее: Ту-2, пассажирские АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 «Максим Горький» и рекордный АНТ-25. В Великой Отечественной войне участвовали ТБ-1, ТБ-3, СБ, Р-6, ТБ-7, морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5.
В 1943 году Туполев был назначен главным конструктором авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А. Н. Туполева.
После войны Туполевым были созданы стратегический бомбардировщик Ту-4, первый реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, первый турбовинтовой межконтинентальный Ту-114, самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 (совместно с сыном, авиаконструктором Алексеем Андреевичем Туполевым). Всего спроектировано свыше 100 самолетов, из них 70 выпускались серийно.
В 1956 году Андрей Туполев был назначен генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.
По мнению генерального конструктора, в его творчестве были «счастливые» и «несчастливые» самолеты. В своем кругу он говорил: «Были счастливые машины – ТБ-1, ТБ-3, АНТ-25, Ту-2, Ту-16. (…) Причем, заметьте, как правило, им предрекали неудачу. На ТБ-1 ее видели в свободнонесущем крыле необычно большого размаха. Размеры ТБ-3 были настолько крупны, что, по мнению тех же пессимистов, эксплуатация в армии такого «страходонта» будет невозможна. Из-за принятого нами на АНТ-25 невиданного удлинения крыла, ему сулили вибрации (…). Ту-16 предрекали множество неудач (…). И заметьте, горе-пророки везде просчитались!.. А были и несчастливые. «Максим Горький» и МДР-4 погибли нелепо, а сколько и каких хороших людей унесли с собой».
Про гидросамолет МДР-4 Андрей Николаевич Туполев с горечью вспоминал, что машина «с хорошей скоростью вышла из бухты, – ее стало бить о волны. Ударившись о первую, она взмыла, а затем со страшной силой ударилась в следующую. Подкосы среднего мотора не выдержали чудовищного удара, переломились; он рухнул на кабину и убил обоих летчиков».
Андрей Николаевич тяжело переживал гибель пилотов. После этой катастрофы его и прозвали «папой». Потом еще появились: «Батя», «Дед», «Старик» и наконец – «Андрюполев».
Сослуживцы любят вспоминать, как рыбачили с Туполевым на Волге. Однажды пришлось переправляться на резиновых лодках с катера на берег. Сесть в одну из них Туполев не рискнул: «Слишком большой у меня тоннаж» — и остался. Два его заместителя, плывя на лодке, тихо переговаривались: «Прохладно, сыро, не простудился бы Андрюполев». По тихой ночной воде звук распространяется легко, и, сидя на катере, Туполев их услышал. «Как, как? – раздался с судна его голос, – Андрюполев? Это что-то новое!»
Было в нем и немного суеверия. Не любил, чтобы самолет фотографировали перед первым вылетом, при нем не следовало говорить о возможных неприятностях. Не любил бумажной волокиты. Во время конструирования реактивного Ту-16 количество бумаг дошло до абсурда. Туполев велел сложить их в столб, который сфотографировали рядом с человеком. Снимок генеральный подписал так: «Ну и мыслимое ли дело, бумажный столб выше человека!» — и послал его высокому начальнику.
Раздражала неряшливость в работе. Туполев иногда рассматривал сквозь свои сильные очки какую-нибудь «корявую» деталь, затем оглядывал окружающих и удивленно говорил: «Кто же это такую дрянь сумел спроектировать? Для этого ведь тоже талант нужен!» Далее знакомился с «талантливым» творцом, которому высказывал красочно, что он думает о злополучной детали и о ее изобретателе. Впрочем, все отмечали, что, употребляя сильные выражения, он не унижал сотрудника, а доводил до него свою мысль.
Туполев воспитал видных авиаконструкторов: В. М. Петлякова, П. О. Сухого, В. М. Мясищева, А. И. Путилова, В. А. Чижевского. А. А. Архангельского, М. Л. Миля, А. П. Голубкова, И. Ф. Незваля.
На протяжении всей своей деятельности Туполев придерживался идеи, что каждый военный самолет мог бы иметь пассажирский аналог, при строительстве которого по большому счету меняется лишь фюзеляж. Надежность такого пассажирского самолета всегда бывает достаточно высокая, пример тому — дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114, спроектированный на основе стратегического бомбардировщика Ту-95.
Такая идеология А. Н. Туполева перекликается со взглядами президента Владимира Владимировича Путина, который в январе 2018 года при посещении Казанского авиазавода предложил создать в России современный гражданский сверхзвуковой авиалайнер на базе Ту-160.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ