Михаил Ильич Кошкин – создатель «тридцатьчетверки»
3 декабря исполнилось 120 лет со дня рождения главного конструктора самого знаменитого танка
Судьба этой машины была непростой. Так же как и судьба конструктора. Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги Ярославской губернии. В десятилетнем возрасте он отправился на заработки в Москву, и первым местом работы будущего конструктора стала кондитерская фабрика Эйнема. Почти все заработанные непростым трудом деньги отправлял матери и сестрам, чем буквально спасал их от голодной смерти. Накануне Февральской революции 1917 года Михаил был призван в армию, но провоевал на полях сражений Первой мировой войны недолго – после полученного ранения он был демобилизован. После Октябрьской революции, в апреле 1918-го, Михаил добровольцем ушел на фронт, поступив в железнодорожный отряд Красной армии. В годы Гражданской войны Михаил Кошкин вступил в ряды ВКП(б) и вскоре стал секретарем партийной ячейки. После демобилизации он окончил военно-политические курсы в Харькове и был командирован на учебу в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова.
В 1929 году Кошкин написал письмо Сергею Мироновичу Кирову с просьбой дать ему возможность получить техническое образование и вскоре был зачислен в Ленинградский технологический институт, откуда перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.
В 1934 году Михаил Кошкин защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка». Руководство завода имени Молотова (впоследствии — Горьковский автомобильный завод) ходатайствовало о направлении к ним Михаила после окончания института, однако Кошкин остался в конструкторском бюро Ленинградского завода опытного машиностроения № 185.
Первый опыт по направлению создания средних танков инженер Михаил Кошкин получил, когда КБ вело разработку танка Т-29. Работами по этой машине руководил ведущий конструктор КБ профессор Николай Цейц. В конце декабря 1936 года нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе принял решение о переводе Михаила Кошкина в Харьков и назначении начальником танкового конструкторского бюро завода № 183, бывшего ХПЗ — Харьковского паровозостроительного завода.
Танковый отдел этого завода в то время занимался разработкой быстроходных колесно-гусеничных танков серии БТ. В достаточно короткие сроки Кошкину с помощью коллег-конструкторов удалось решить такие проблемные места БТ-7, как невысокая надежность коробки передач и «прожорливость» бензинового двигателя, заменой последнего на более экономичный дизельный агрегат. Именно этот дизель впоследствии будет взят за основу двигателя В-2 – могучего сердца знаменитой тридцатьчетверки.
В то время шла война в Испании, во время которой выяснилось, что стоящие на вооружении РККА танки БТ и Т-26 имеют недостаточную защищенность от артиллерийского огня противника. Требовалась глубокая модернизация бронетанкового парка Красной армии, а вернее – его полная замена современными машинами.
Автобронетанковое управление РККА дает харьковчанам задание на разработку нового подвижного и быстрого колесно-гусеничного танка с противоснарядным бронированием.
В марте 1938 года проект танка под наименованием БТ-20 был утвержден. Во второй половине 1930-х годов изделия танковых конструкторских бюро имели свой буквенный индекс. Буква А была закреплена за харьковским заводом № 183, поэтому созданный в рамках проекта БТ-20 опытный образец колесно-гусеничного танка получил название А-20.
Однако Михаил Кошкин видел новую машину по-другому – это должен быть чисто гусеничный танк. В инициативном порядке конструкторским бюро была начата разработка и такой машины, получившей наименование А-32.
В середине 1939 года на испытания были представлены опытные экземпляры А-20 и А-32, которые высоко оценили представители Государственной комиссии. Они пришли к выводу, что колесно-гусеничный А-20 обладает большой скоростью и подвижностью, а А-32 – высокой проходимостью и хорошей защищенностью, при этом имея запас по усилению бронирования. Однако руководство Наркомата тяжелой промышленности и военное командование продолжали обсуждать, какой же из танков запускать в серийное производство. Начавшаяся Советско-финская война все расставила на свои места: плохая оснащенность Красной армии танками с мощным вооружением и бронезащищенностью доказала необходимость ускорения модернизации танкового парка.
19 декабря 1939 года Комитетом обороны по результатам испытаний А-32 было принято постановление № 443, которое предписывало принять на вооружение РККА гусеничный А-32 с дизельным двигателем В-2, пушкой калибра 76 миллиметров и присвоить этому танку название Т-34. Новая машина должна была быть представлена в марте 1940 года на смотр боевой техники в Кремле высшим руководством СССР.
Первые два танка Т-34 были изготовлены 10 февраля 1940 года и отправлены на полигонные испытания. Военные подтвердили: новинки вполне оправдывают возложенные на них надежды.
Тем не менее для допуска машины на смотр высшим руководством не хватало определенного техническими условиями пробега, а времени на обкатку катастрофически не хватало. Решение было принято Михаилом Кошкиным – танки наберут необходимый километраж пробега, добираясь на смотр из Харькова в Москву своим ходом. При этом было необходимо соблюдать строгую конспирацию. Поэтому, чтобы не привлекать излишнего внимания, решили двигаться, избегая обычных дорог. Колонна из двух закамуфлированных до неузнаваемости танков и двух тягачей отправилась в Москву в ночь с 5 на 6 марта, двигаясь по бездорожью, оврагам, лесам и снежным заносам. Конструктор Михаил Кошкин, сменяя механиков-водителей, сам садился за рычаги. В дороге приходилось устранять поломки, Михаил Кошкин сильно простудился, но все-таки принял участие 17 марта в показе Т-34 на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР. Дальнейшие всесторонние испытания окончательно решили судьбу танка: 31 марта 1940 года Т-34 был рекомендован для постановки на производство.
750 километров от Харькова до Москвы и столько же обратно были преодолены, но не прошли бесследно для конструктора. Пробег подорвал здоровье Михаила Кошкина, простуда и переутомление привели к тяжелому заболеванию пневмонией. Михаил Ильич Кошкин скончался 26 сентября 1940 года. В апреле 1942 года за разработку конструкции нового типа среднего танка Михаил Кошкин был посмертно удостоен Сталинской премии.
В конце декабря 1941 года на эвакуированном из Харькова заводе № 183, преобразованном в Уральский танковый завод (УТЗ), были собраны и отправлены на фронт первые 25 танков Т-34.
За время производства танк подвергался различным доработкам и модификациям. Улучшались бронирование и обзор, средства связи и вооружение. Но компоновка, ставшая впоследствии классической для всего отечественного танкостроения, оставалась почти неизменной.
В 1944 году на вооружение Красной армии был принят танк с пушкой калибра 85 мм, установленной в башне новой конструкции, и другими доработками, значительно повысившими боевую эффективность танка. Эта машина получила наименование Т-34-85, став последней модификацией советского среднего танка Т-34. Танка Победы, известного во всем мире.
Указом Президента СССР № 824 от 4 октября 1990 года Михаил Ильич Кошкин посмертно был удостоен высшей степени отличия за труд – звания Героя Социалистического Труда.
Сергей Волков, по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ