Елена Викторовна Климович. Сорок лет в небе
У Елены Викторовны Климович в этом году двойной юбилей. Об одном, пожалуй, скромно умолчим — все-таки женщина. А вот о втором надо сказать громко. Ровно сорок лет назад, в 1978 году Елена Викторовна поднялась в небо. И достигла в нем — точнее, в пилотировании спортивных самолетов — огромных высот.
Елена Климович — Абсолютная чемпионка мира (2009), Абсолютная чемпионка Европы (2010, 2012), чемпионка мира (1990, 1992, 1994, 1996, 2000), Европы (1989, 1991, 1993, 1997, 2002), абсолютная чемпионка СССР (1991) и России (1996, 1999, 2000, 2002), чемпионка России (1997), победитель Кубка Егорова (1999, 2002), призер кубка Мира Breitling (1993, 1994, 1995), Кубка Чкалова (1997), серебряный призер в личном зачете I Всемирных авиационных игр (1997), бронзовый призер II Всемирных воздушных игр (2001) по высшему пилотажу на поршневых самолетах. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени.
Словом, в течение двадцати лет Елена Викторовна была лучшим спортивным пилотом в России, Европе и вообще во всем мире.
Юбиляршу торжественно поздравили в ДОСААФ. Председатель ДОСААФ России генерал-полковник Александр Колмаков вручил ей букет цветов, поблагодарил за достижение и пожелал и дальше служить личным примером. А мы воспользовались случаем, чтобы расспросить Елену Викторовну о ее летучей жизни.
— Елена, у вас за плечами Московское высшее техническое училище имени Баумана и Калужское авиационное летно-техническое училище. Чем вас привлекли эти не совсем женские специальности?
— Скажите, а повар — это мужская или женская специальность? А ткач? А учитель? Любая профессия — это дело того, кто делает его хорошо, и неважно, мужчина это или женщина. Если душа к этому лежит, если все получается, то почему нет? Есть некоторые стереотипы. Говорят, что есть женский стиль вождения машин, есть мужской стиль. Если движение идет нормально, то вы не скажете, кто за рулем. А если какой-то выброс, то скажут: за рулем «джигит» или «блондинка». И не всегда совпадает! Неважно, кто за рулем машины или за штурвалом самолета или кто приготовил пищу — главное, чтобы это было сделано хорошо.
— Верно, но эти стереотипы находятся в том числе и в головах преподавателей, от которых зависит оценка на экзамене и качество диплома. И есть немало примеров, как талантливых девчонок «валили» только потому, что какой-то заслуженный профессор считал, что девчонкам в механике или физике не место.
— Да, такое бывает. Когда я попала в аэроклуб, в нашем наборе было пять девчонок. И это было из ряда вон, нарушением традиций. Потому что обычно было два, три человека. Да, в некоторых случаях девушкам или женщинам приходится доказывать свое право заниматься именно этим делом. Но это и заставляет делать это лучше. За одно и то же с женщин будут спрашивать больше — в профессиях, которые считаются неженскими. Будут более спокойно смотреть на оплошности ребят и менее спокойно на промахи девчонок. Скажут, «ну, все понятно, это же женщина». Но все это только до определенного уровня. Когда доказываешь, что ты там свой, что ты можешь это делать, то все это уходит. И мне достаточно быстро удалось это доказать.
— Как вы попали в аэроклуб?
— Мы все летаем в детстве. Во сне, в мечтах. Одни хотят попробовать это на самом деле, другие почему-то нет. Меня тянуло к этому. Кроме того, у нас были другие книжки, другие кумиры, другое кино. У нас было более патриотическое воспитание. Я росла в то время, когда космос только-только начали осваивать, мы знали по именам летчиков-испытателей, читали про них. Да и про войну, про военную авиацию читали. У меня не было знания, что есть такой спорт, просто было желание летать. Когда я была еще в 9-10 классе в городе Иваново, у нас в Доме пионеров была школа юных авиаторов «Высота». Тоже не девчоночья. Эта школа была ступенькой к аэроклубу, к летному училищу, потому что там изучали и конструкцию самолета, и конструкцию парашюта. И даже делали в 10 классе три прыжка. Ребята шли туда, чтобы потом поступить в летное училище, а девчонок тогда в училища не брали. Поэтому девчонке после этой школы можно было пойти только в аэроклуб. Но мне посоветовали сначала поступить в вуз — привыкнуть учиться. Поэтому в аэроклуб я пошла только после первого курса. И вот когда дошло дело до пилотажа, тогда поняла, что это — мое! Это одна из тех вещей, которые либо тебе нравятся, ты подсаживаешься и уже не можешь без этого быть, либо отходишь в сторону. Дальше надо было быть конкурентноспособной, потому что каждый год приходят новые ребята, они тоже хотят летать. А самолеты не резиновые и время не резиновое, и надо было проводить много времени на аэродроме, чтобы получить свой налет.
Бауманку я закончила в 1982 году, а в 1997, уже будучи неоднократной чемпионкой — Калужское авиационное летно-техническое училище.
— Расскажите пожалуйста, на каких самолетах вы летали? Есть ли у вас любимая модель?
— Естественно, любимый самолет у меня «Сухой», точнее, СУ-31. Но, к сожалению, их перестали выпускать. Мы все-таки надеемся, что наша промышленность вернется в самолетный спорт и снова начнет выпускать самолеты того непревзойденного уровня, который когда-то у нас был. Спортивные «Сухие» — это самолеты, на которых отрабатывались новые технологии, это практически были первые самолеты, на которых использовались композитные материалы. И эта машина еще себя не исчерпала: если сейчас «Сухой» сделать по новым технологиям, то машина будет намного легче и лучше.
Кроме этого я летала, конечно, на Як-52 — это, можно сказать, «парта», самолет первоначального обучения. Он дает навыки пилотажа достаточно высокого уровня. А сейчас в основном приходится выступать на немецких самолетах Extra или Xtreme.
— У вас есть любимая фигура высшего пилотажа?
— Скорее, можно говорить о любимой программе. У меня это фристайл. Есть классические программы, которые строго регламентированы. А фристайл — это когда…
— Делаешь что хочешь?
— Скорее, что можешь. Пытаешься взять от самолета и от себя все, что можно. Только это должно быть еще гармонично, должно понравиться не только тебе, но и судьям. Разумеется, программа фристайла тоже регламентирована и высотой, и в первую очередь безопасностью, но тем не менее это полет души.
— У вас много достижений. Каким из них вы гордитесь больше всего?
— Пожалуй, я больше всего горжусь званием абсолютной чемпионки Европы. Больше даже, чем званием абсолютной чемпионки мира. Именно в тот год, когда я получила европейскую медаль, было разыграно больше программ. За год до этого в чемпионате мира разыграли две программы, а в чемпионате Европы — четыре. И это как бы подтвердило мой титул. Одно дело стать лучшей в двух программах, другое дело — в четырех. Это и сложнее, и интереснее.
— Вы летаете уже сорок лет. За это время техника далеко шагнула вперед. Насколько изменились самолеты? Стали ли они более автоматизированными, более послушными?
— Ну, в плане автоматики не изменилось вообще ничего, у нас самолеты только на ручном и визуальном управлении. Только свои руки и свое собственное зрение. Но тем не менее, изменения есть. Самолеты стали более легкими, более маневренными. Соответственно усложнились и фигуры высшего пилотажа, появилась возможность их выполнять с большей интенсивностью. Например, есть вертикаль и есть поворот на вертикаль. Раньше достаточно было выполнить чисто вертикаль с поворотом. Сейчас же на вертикали можно еще сделать два оборота в одну сторону, оборот в другую, поворот, и еще вниз пару штопорных вращений. Новые самолеты это позволяют, у старых для этого не хватало ни скорости, ни мощности. Азбука осталась та же, только слова стали сложнее. Или при выполнении «бочки» современный самолет вращается в шесть раз быстрее. Причем, разумеется, все это надо провернуть еще и в голове, рассчитать, потому что если ты прокрутишь лишнюю пару градусов, то судья снимет баллы.
— Сейчас вы — летчик-инструктор. Скажите пожалуйста, молодежь заинтересована в самолетном спорте?
— Заинтересовать молодежь нетрудно, было бы чем! Просто лозунгом «Летать – это здорово!» не обойтись. Спортивное пилотирование — затратный вид спорта. Денежных призов нет. Государственная поддержка сейчас идет в основном на игровые или Олимпийские виды спорта. Вот в этом году нам Чемпионат мира по футболу сильно помешал, потому что небо было закрыто. Самолетов отечественных нет, приходится покупать и ввозить немецкие, а это очень дорого. Есть и куча бюрократических проблем. Мы продолжаем побеждать в чемпионатах мира и Европы и в категории advanced, и в категории unlimited, но без государственной поддержки наш ресурс быстро исчерпается. Надеюсь, наши власти это поймут. В конце концов, из пилотов-спортсменов получаются отличные военные и гражданские летчики, а также летчики-испытатели. А зрительский интерес к подобным соревнованиям есть, на авиашоу приходят полюбоваться много народу. И молодежь, конечно, как и в мои молодые годы, по-прежнему любит летать. Надо дать ей эту возможность!
Беседовала Яна МАЕВСКАЯ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ