Валерий Чкалов: постигнуть душу новой машины
15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-180, детища авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, погиб летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов
В. П. Чкалов родился 2 февраля 1904 года. С 1930 года он работал летчиком-испытателем, испытал свыше 70 типов самолетов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». В 1936 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза за беспосадочный перелет от Москвы до острова Удд (Дальний Восток). Чкалов стал всемирно известным после совершения совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым в 1937 году беспосадочного перелета по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США). Будучи депутатом Верховного Совета СССР и знаменитым летчиком, ярко и убедительно выступал перед советской общественностью, любил беседовать с простыми людьми. Был популярен в народе и был принят в самых верхних эшелонах власти.
О нем оставлено много воспоминаний. Вот некоторые из них.
Г. Ф. Байдуков писал о Чкалове, что он сумел найти способ запуска мотора в воздухе, который останавливался при зависании истребителя «Фоккер Д1-7» на фигурах высшего пилотажа, чем спас не одну жизнь молодым пилотам. Чкалов на маневрах 1926 года нашел в Балтийском море в сплошном тумане линкор «Марат» и сумел сбросить на него вымпел. Произошло это в почти сплошном тумане и лишь после снижения истребителя к самой воде, что помогло ему прочитать название корабля.
Чкалов некоторое время учился у знаменитого летчика М. М. Громова: «В моей группе, считавшейся передовой, появился Валерий Павлович Чкалов. Я проходил с ним воздушный бой и стрельбу по мишени. Летали на «Мартинсайдах». Чкалов летал напористо, храбро, но грубовато (таким он был и по характеру)».
А вот характеристика Чкалову, данная летчиком-испытателем М. Л. Галлаем: «Внешняя манера его поведения была грубоватая: он с первого знакомства именовал собеседника на «ты», широко орнаментировал свою речь фольклорными терминами и не пытался выдавать кефир за свой любимый напиток. (…) Вскоре произошел случай, открывший Чкалова с новой, неожиданной для меня стороны. В жизни одного из наших коллег возникла сложная ситуация личного характера, которую он очень остро переживал. И вот в комнате летчиков я как-то обнаружил, что едва тема общего разговора, перескакивая с одного предмета на другой, отдаленно приближалась к тому, что могло затронуть душевные переживания нашего товарища, Чкалов неизменно очень тонко, но решительно поворачивал беседу в безопасную сторону. Это было новым в его облике и заставило задуматься.
Еще одна, может быть, мелкая, но характерная для Чкалова деталь. После перелета через Северный полюс в Америку он привез с собой легковую автомашину — блестящий темно-синий «Паккард». В те годы личная автомашина, а тем более столь шикарная, была редкостью. Так вот в этом автомобиле Чкалов никогда не уезжал с работы один. Если полный комплект пассажиров не набирался на аэродроме, он продолжал подбирать людей, которых обгонял по дороге, и успокаивался лишь тогда, когда машина была полна. Таков был Чкалов не только в малом, но и в большом».
Авиаконструктор А. С. Яковлев описал внешний вид Чкалова и его профессиональные качества: «Коренастый, косая сажень в плечах, напоминающий медведя, угловатый, прямой в разговоре, с густым, сочным голосом, с волжским выговором на «о». С ним всегда было весело и интересно. Он мог бесконечно с увлечением рассказывать всевозможные случаи из своей летной жизни. (…) На заводе Чкалов пользовался репутацией человека, в совершенстве владеющего качествами, необходимыми для сложного дела испытания новых самолетов. Он всегда горел желанием полнее, глубже и быстрее постигнуть, как он говорил, «душу новой машины».
Однако никто, наверное, не написал так человечно о Валерии Павловиче, как его дочь Валерия: «Когда я смотрю на фотографию отца с «высоты» моего сегодняшнего возраста, я думаю, что такого человека нельзя было не любить, а позабыть его невозможно. Он излучал необыкновенную мужскую силу и в то же время нежность. Черты лица его были мужественны, а улыбка доброй».
Гибель знаменитого летчика затронула всех и вся. Его оплакивали миллионы. Урна с прахом В. П. Чкалова была установлена в Кремлевской стене. О Чкалове сняты фильмы, названы его именем города, поселки, улицы.
Спустя десятилетия города стали переименовывать, возвращать прежние названия. Такая участь постигла не только память о В. П. Чкалове, но даже память о нашей прежней стране, ее победах и победителях. Выходят фильмы, исторические «исследования» и прочее.
Например, недавно вышел фильм о гибели Чкалова, который, кстати, так и не ответил на вопрос, погиб летчик-испытатель Чкалов по трагическому стечению обстоятельств или его убили? Слушаем и смотрим на формализацию разных версий в духе современности, со вступительной фразой «по всей вероятности». В голову приходит «дело Скрипалей»… Для чего это? Воспитательного содержания в таких фильмах-«шедеврах» никакого, а опошление прошлого страны — налицо.
Тема о Чкалове авиационная, и поэтому, вспоминая его, мы должны помнить и обстановку, которая окружала Валерия Павловича и его коллег.
Чкалов тогда был в гуще энергичного строительства советской военной авиации. В Испании немецкие «мессеры» оказались в техническом отношении несколько лучше наших поликарповских истребителей И-16 и И-15. Молодая, амбициозная, первая в мире социалистическая страна должна была во что бы то ни стало догнать и перегнать фашистов по технике. Работали над этим многие, но все смотрели и ждали, что сделает «король истребителей» Николай Николаевич Поликарпов.
И он сделал! Это самолет-истребитель И-180. После гибели Чкалова его продолжали испытывать под наименованием И-180-1. Получался хороший самолет, намного превосходивший зарубежные истребители и по скорости, и по вооружению.
В это же время работали над истребителями и другие советские авиаконструкторы. Шло своего рода соревнование между конструкторскими коллективами, а на дворе декабрь, конец года. Конструкторы понимали, что та машина, которая успешно выполнит первый полет в 1937 году, будет в следующем, 1938 году выпущена в серийном варианте.
Поликарпов опаздывал не по своей вине. Самолет И-180 был уже сконструирован в начале 1937 года, но он готовился под перспективный авиадвигатель, который тоже должен был быть готов в это время. Но двигателисты дотянули до начала зимы. Наконец «сырой» еще двигатель был установлен на самолет. Уже декабрь, холод, морозы, а система охлаждения двигателя не доработана.
Первый полет 12 декабря не состоялся. Самолет сняли со старта из-за серьезной неисправности. Наступает 15 декабря. В акте зафиксированы большие и малые неисправности. Их несколько десятков. Валерию Павловичу руководство опытного авиазавода предлагает провести первый полет. Документы с разрешением на первый испытательный полет подписывают все, кроме Поликарпова. Слово за Чкаловым, а он — «всегда готов». Полетное задание — пролететь вокруг Центрального аэродрома один раз.
И вот И-180, пилотируемый В. П. Чкаловым, уверенно уходит в первый полет. Все внимательно наблюдают за самолетом, который делает один круг и уходит на второй, с большим радиусом.
И вдруг двигатель подкачал, остановился. В акте расследования катастрофы запишут «из-за переохлаждения». Но Чкалов боролся до конца. К несчастью, на пути летящего с остановившимся двигателем самолета оказались провода. Машина зацепилась за них. Летчика при падении выбросило на железную арматуру. Некоторое время после этого он еще жил.
В заключение нельзя не сказать, что мотор для этого замечательного самолета подбирали еще и во время войны. Самолет уже обозначался как И-185. Наконец машина пошла в небольшую серию. Ждали, что для полномасштабного производства Поликарпову дадут завод, но этот завод отдали для выпуска другой, тоже нужной для фронта машины. И-185 был лучшим истребителем, но ни одна из воюющих стран во Второй мировой войне не могла по экономическим причинам иметь в истребительной авиации более двух массовых истребителей. Для нас это были истребители семейства «Як» и «Ла».
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ