Валерий Чкалов: постигнуть душу новой машины
15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-180, детища авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, погиб летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов
В. П. Чкалов родился 2 февраля 1904 года. С 1930 года он работал летчиком-испытателем, испытал свыше 70 типов самолетов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». В 1936 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза за беспосадочный перелет от Москвы до острова Удд (Дальний Восток). Чкалов стал всемирно известным после совершения совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым в 1937 году беспосадочного перелета по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США). Будучи депутатом Верховного Совета СССР и знаменитым летчиком, ярко и убедительно выступал перед советской общественностью, любил беседовать с простыми людьми. Был популярен в народе и был принят в самых верхних эшелонах власти.
О нем оставлено много воспоминаний. Вот некоторые из них.
Г. Ф. Байдуков писал о Чкалове, что он сумел найти способ запуска мотора в воздухе, который останавливался при зависании истребителя «Фоккер Д1-7» на фигурах высшего пилотажа, чем спас не одну жизнь молодым пилотам. Чкалов на маневрах 1926 года нашел в Балтийском море в сплошном тумане линкор «Марат» и сумел сбросить на него вымпел. Произошло это в почти сплошном тумане и лишь после снижения истребителя к самой воде, что помогло ему прочитать название корабля.
Чкалов некоторое время учился у знаменитого летчика М. М. Громова: «В моей группе, считавшейся передовой, появился Валерий Павлович Чкалов. Я проходил с ним воздушный бой и стрельбу по мишени. Летали на «Мартинсайдах». Чкалов летал напористо, храбро, но грубовато (таким он был и по характеру)».
А вот характеристика Чкалову, данная летчиком-испытателем М. Л. Галлаем: «Внешняя манера его поведения была грубоватая: он с первого знакомства именовал собеседника на «ты», широко орнаментировал свою речь фольклорными терминами и не пытался выдавать кефир за свой любимый напиток. (…) Вскоре произошел случай, открывший Чкалова с новой, неожиданной для меня стороны. В жизни одного из наших коллег возникла сложная ситуация личного характера, которую он очень остро переживал. И вот в комнате летчиков я как-то обнаружил, что едва тема общего разговора, перескакивая с одного предмета на другой, отдаленно приближалась к тому, что могло затронуть душевные переживания нашего товарища, Чкалов неизменно очень тонко, но решительно поворачивал беседу в безопасную сторону. Это было новым в его облике и заставило задуматься.
Еще одна, может быть, мелкая, но характерная для Чкалова деталь. После перелета через Северный полюс в Америку он привез с собой легковую автомашину — блестящий темно-синий «Паккард». В те годы личная автомашина, а тем более столь шикарная, была редкостью. Так вот в этом автомобиле Чкалов никогда не уезжал с работы один. Если полный комплект пассажиров не набирался на аэродроме, он продолжал подбирать людей, которых обгонял по дороге, и успокаивался лишь тогда, когда машина была полна. Таков был Чкалов не только в малом, но и в большом».
Авиаконструктор А. С. Яковлев описал внешний вид Чкалова и его профессиональные качества: «Коренастый, косая сажень в плечах, напоминающий медведя, угловатый, прямой в разговоре, с густым, сочным голосом, с волжским выговором на «о». С ним всегда было весело и интересно. Он мог бесконечно с увлечением рассказывать всевозможные случаи из своей летной жизни. (…) На заводе Чкалов пользовался репутацией человека, в совершенстве владеющего качествами, необходимыми для сложного дела испытания новых самолетов. Он всегда горел желанием полнее, глубже и быстрее постигнуть, как он говорил, «душу новой машины».
Однако никто, наверное, не написал так человечно о Валерии Павловиче, как его дочь Валерия: «Когда я смотрю на фотографию отца с «высоты» моего сегодняшнего возраста, я думаю, что такого человека нельзя было не любить, а позабыть его невозможно. Он излучал необыкновенную мужскую силу и в то же время нежность. Черты лица его были мужественны, а улыбка доброй».
Гибель знаменитого летчика затронула всех и вся. Его оплакивали миллионы. Урна с прахом В. П. Чкалова была установлена в Кремлевской стене. О Чкалове сняты фильмы, названы его именем города, поселки, улицы.
Спустя десятилетия города стали переименовывать, возвращать прежние названия. Такая участь постигла не только память о В. П. Чкалове, но даже память о нашей прежней стране, ее победах и победителях. Выходят фильмы, исторические «исследования» и прочее.
Например, недавно вышел фильм о гибели Чкалова, который, кстати, так и не ответил на вопрос, погиб летчик-испытатель Чкалов по трагическому стечению обстоятельств или его убили? Слушаем и смотрим на формализацию разных версий в духе современности, со вступительной фразой «по всей вероятности». В голову приходит «дело Скрипалей»… Для чего это? Воспитательного содержания в таких фильмах-«шедеврах» никакого, а опошление прошлого страны — налицо.
Тема о Чкалове авиационная, и поэтому, вспоминая его, мы должны помнить и обстановку, которая окружала Валерия Павловича и его коллег.

И. Сталин, К. Ворошилов, Л. Каганович, в, Чкалов и А. Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток 10 августа 1936 года.
Чкалов тогда был в гуще энергичного строительства советской военной авиации. В Испании немецкие «мессеры» оказались в техническом отношении несколько лучше наших поликарповских истребителей И-16 и И-15. Молодая, амбициозная, первая в мире социалистическая страна должна была во что бы то ни стало догнать и перегнать фашистов по технике. Работали над этим многие, но все смотрели и ждали, что сделает «король истребителей» Николай Николаевич Поликарпов.
И он сделал! Это самолет-истребитель И-180. После гибели Чкалова его продолжали испытывать под наименованием И-180-1. Получался хороший самолет, намного превосходивший зарубежные истребители и по скорости, и по вооружению.
В это же время работали над истребителями и другие советские авиаконструкторы. Шло своего рода соревнование между конструкторскими коллективами, а на дворе декабрь, конец года. Конструкторы понимали, что та машина, которая успешно выполнит первый полет в 1937 году, будет в следующем, 1938 году выпущена в серийном варианте.
Поликарпов опаздывал не по своей вине. Самолет И-180 был уже сконструирован в начале 1937 года, но он готовился под перспективный авиадвигатель, который тоже должен был быть готов в это время. Но двигателисты дотянули до начала зимы. Наконец «сырой» еще двигатель был установлен на самолет. Уже декабрь, холод, морозы, а система охлаждения двигателя не доработана.
Первый полет 12 декабря не состоялся. Самолет сняли со старта из-за серьезной неисправности. Наступает 15 декабря. В акте зафиксированы большие и малые неисправности. Их несколько десятков. Валерию Павловичу руководство опытного авиазавода предлагает провести первый полет. Документы с разрешением на первый испытательный полет подписывают все, кроме Поликарпова. Слово за Чкаловым, а он — «всегда готов». Полетное задание — пролететь вокруг Центрального аэродрома один раз.
И вот И-180, пилотируемый В. П. Чкаловым, уверенно уходит в первый полет. Все внимательно наблюдают за самолетом, который делает один круг и уходит на второй, с большим радиусом.
И вдруг двигатель подкачал, остановился. В акте расследования катастрофы запишут «из-за переохлаждения». Но Чкалов боролся до конца. К несчастью, на пути летящего с остановившимся двигателем самолета оказались провода. Машина зацепилась за них. Летчика при падении выбросило на железную арматуру. Некоторое время после этого он еще жил.

Мемориальный камень на месте гибели В. П. Чкалова, расположен у Хорошёвского шоссе
В заключение нельзя не сказать, что мотор для этого замечательного самолета подбирали еще и во время войны. Самолет уже обозначался как И-185. Наконец машина пошла в небольшую серию. Ждали, что для полномасштабного производства Поликарпову дадут завод, но этот завод отдали для выпуска другой, тоже нужной для фронта машины. И-185 был лучшим истребителем, но ни одна из воюющих стран во Второй мировой войне не могла по экономическим причинам иметь в истребительной авиации более двух массовых истребителей. Для нас это были истребители семейства «Як» и «Ла».
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ