Ту-160 — шедевр отечественной инженерной мысли
23 декабря – День дальней авиации ВКС Российской Федерации!
В 1950 — 1960-е годы, когда руководство Советского Союза делало ставку на активное развитие ракетного вооружения, в том числе стратегического, за океаном не зацикливались на чем-то одном, развивая в том числе и авиационную технику. В СССР в то время основными средствами доставки ядерного оружия являлись межконтинентальные стратегические ракеты. Имелась и стратегическая авиация, основу которой составляли турбовинтовые самолеты Ту-95, которые и спустя десятилетия нервируют своим появлением наших западных партнеров, и реактивные М-4 ОКБ В. М. Мясищева. Но эти бомбардировщики — дозвуковые, что затрудняло преодоление средств ПВО противника. Во второй половине 60-х Совет Министров СССР постановил начать работы по созданию нового многорежимного стратегического межконтинентального самолета, летающего на сверхзвуке.
К проектированию приступили ОКБ П. О. Сухого (Московский машиностроительный завод «Кулон») и ОКБ В. М. Мясищева (ЭМЗ — Экспериментальный машиностроительный завод). Конструкторское бюро А. Н. Туполева первоначально не было привлечено к работам по новому самолету, будучи занятым другими темами.
К началу 70-х годов было проработано множество вариантов компоновок, подготовлены проекты, оба конструкторских бюро предложили самолеты совершенно разных схем.
Проект ОКБ Сухого Т-4МС («изделие 200») был основан на интегральной схеме типа «летающее крыло». ОКБ Мясищева в проекте М-18 использовало традиционную аэродинамическую схему с одной особенностью — изменяемая стреловидность крыла. Победителем была признана конструкция Мясищева, однако радость была недолгой — работы по М-18 были закрыты. Вся проектная документация по разработкам была передана ОКБ Туполева, уже имевшему опыт работы по сверхзвуковому полету тяжелых самолетов, полученный в процессе разработки сверхзвукового лайнера Ту-144.
Первоначально туполевцы решили отказаться от крыла с изменяемой геометрией и делать новый самолет, взяв за основу наработки по Ту-144. Эскизный проект начал прорабатываться в 1975 году, однако ТТХ самолета не соответствовали требованиям заказчика – самолет получался однорежимным. Тогда в КБ решили обратить внимание на собственную же конструкцию — бомбардировщик Ту-22М с крылом изменяемой стреловидности, на основе наработок по крылу этого самолета и было решено пересмотреть проект. Так начались работы по Ту-160.
ОКБ Туполева, ЦАГИ, другие организации, научно-исследовательские институты ВВС приступили к выполнению широкой программы по оптимизации схемы, параметров будущего самолета, его силовой установки, выбору конструкционных материалов и разработке необходимых технологий, систем бортового оборудования и вооружения.
В 1977 году началась разработка двигателя НК-32, и через три года эту силовую установку начали испытывать на самолете — летающей лаборатории Ту-142ЛЛ.
В КБ Туполева тем временем рассматривались различные схемы размещения двигателей на самолете, в ЦАГИ были проведены продувки 14 вариантов компоновки силовой установки. В итоге остановились на варианте разнесенных пар как наиболее оптимальном. Началась постройка первых трех машин.
Во второй половине ноября 1981 года на опытном образце под обозначением «70-01» начались пробежки по аэродрому. В свой первый полет «70-01» с экипажем во главе с летчиком-испытателем Борисом Веремеем отправился 18 декабря 1981 года.
Второй прототип — изделие «70-02» — использовался только для статических испытаний. Позднее к летным испытаниям присоединился второй образец самолета под обозначением «70-03», который уже имел полный комплект оборудования серийного самолета.
В ходе проведения государственных испытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55 — основного оружия Ту-160. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью 2000 км/ч для сохранением ресурса силовой установки и планера самолета.
Стратегический сверхзвуковой Ту-160 выполнен по схеме с изменяемой геометрией крыла, цельноповоротными стабилизатором и килем. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива и различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.
Крыло самолета — кессонной конструкции, выполнено в основном из алюминиевых сплавов, внутренние полости крыла служат топливными баками. Поворотная часть крыла переставляется по передней кромке с 20 до 65 градусов. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Двигатели размещаются попарно в гондолах под фюзеляжем. Изначально самолет строился исключительно как ракетоносец — носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями, предназначенными для ударов по площадным целям. Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55СМ размещаются в двух барабанных пусковых установках, схожих с установленными на Ту-95МС.
В ходе серийного производства Ту-160 подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила снизить массу самолета. Также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в различные системы.
Высокие характеристики российского стратегического ракетоносца подтверждены установлением 44 мировых рекордов. В частности, с полезной нагрузкой 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км со скоростью 1720 км/ч.
Тактико-технические характеристики Ту-160
Длина — 54,1 м, высота — 13,2 м; максимальная взлетная масса – 275000 кг; максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч, у земли – 1030 км/ч; практическая дальность полета без дозаправки — 12300 км; практический потолок – 16000 м; экипаж – 4 человека.
Российские Ту-160 получили собственные имена. Например, «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников» и другие.
Прилетевшие в Венесуэлу 10 декабря 2018 года ракетоносцы Ту-160 посол США в Колумбии Кевин Уитакер, видимо плохо знающий, что такое календарь, назвал «музейными экспонатами». Напомним: Ту-160 в первый полет отправился в конце 1981 года. Стратегический B-52 – основа современной стратегической авиации США — к тому времени уже почти 30 лет коптил небо: самолет — свежее некуда.
Официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков так прокомментировал высказывание К. Уитакера:
«В российском военном ведомстве не удивлены дилетантским заявлениям представителей госдепартамента США о стратегических ракетоносцах Ту-160, на фоне молчания профессиональных экспертов из Пентагона.
Хочу напомнить американским дипломатам, что с момента своего создания по развиваемой скорости, боевой нагрузке, дальности применения и недоступности для любых средств ПВО российские стратегические ракетоносцы Ту-160 не имеют даже сопоставимых аналогов в США или любой другой стране НАТО.
А с учетом начавшегося производства модернизированной версии стратегического ракетоносца Ту-160М2 данные преимущества только возросли.
Поэтому если и сравнивать стратегический ракетоносец Ту-160 с «музейным экспонатом», то исключительно для восхищения этим шедевром отечественной инженерной мысли в области авиастроения на зависть российским недоброжелателям».
По натовской кодификации ракетоносец Ту-160 ласково именуется Blackjack, что в одном из вариантов перевода означает «дубинка». Наши же пилоты называют эту замечательную машину «Белым лебедем».
На сегодняшний день стратегический ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. Мощным лебедем и красивой дубинкой.
С. Волков, по информации из открытых недипломатических источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ