Шкраб, мряка, Василиса Прекрасная и бедный «Иван»
Как рождаются сленговые слова
«Шкраб» в авиации означает: летчик-инструктор. Шкраб — слово из старого советского словаря. Оно появилось в первые послереволюционные годы как сокращение словосочетания «школьный работник».
Однажды нарком просвещения Луначарский докладывал Ленину, что в Московской школе авиации летчики не могут летать, теряют в воздухе сознание из-за скудного красноармейского пайка, который им выдается по общепринятой норме. Луначарский в конце доклада сокрушенно сказал: «Шкрабы голодают!»
Позже Луначарский вспоминал, что Ленин очень удивился этой фразе и спросил: «Кто-кто голодает?» — «Шкрабы, — отвечал я ему, — это новое обозначение для школьных работников». С величайшим неудовольствием Ленин ответил мне: «А я думал, это какие-нибудь крабы в каком-нибудь аквариуме. Что за безобразие назвать таким отвратительным словом учителя!»
Тем не менее после доклада о голодающих шкрабах в авиации для действительно летающих авиаторов стали выдавать дополнительный летный паек. Правда, на местах летчики стали уносить этот паек домой для своих родственников. Тогда нарком военных и морских дел К. Е. Ворошилов ввел «горячие завтраки», которыми стали потчевать экипажи перед полетами. Первый вопрос у Ворошилова в авиационных гарнизонах был такой: «А горячие завтраки вам дают?» Надо сказать, что тыловики не везде выполняли этот приказ наркома. Как правило, ссылались на погоду: «Мы привозили завтраки и увозили, так как командир отменял полеты из-за плохой погоды».
Ан-2 может все что угодно…
В КБ «Антонов» все летчики — это летчики-испытатели, то есть хорошие летчики. Лет тридцать назад поручили одному такому летчику, назовем его Митрофаном Сергеичем, перегнать Ан-2 в какой-то аэропорт в километрах 400 от завода. Это вроде как повара обязать картоху в мундире сварить — время займет, а не для души и не для гурманов. Но работа есть работа, деваться некуда.
Прилетел он в этот аэропорт, а посадку от диспетчера получить не может — у Ан-2 посадочная скорость маленькая, только пристроится заходить на посадку, как становится помехой для «большой» авиации. После того как диспетчер очередной раз отправил его на повторный, Митрофан Сергеич обиделся и посадил самолет на самолетную стоянку, где сразу и припарковался.
Руководитель полетов (РП) тут же примчался на аэродромной машинке к Ан-2 и увидел выходящего летчика… Мимино видели? Совсем не похож. Небритый, в спортивном костюме и кедах. РП, брызжа слюной, орал: «Это твой последний полет! Вырву оба талона, отлетался ты!»
Митрофан Сергеич: «Так нема у меня никаких талонов. Испытатели мы. Принимайте технику, а я на электричку пошел».
Сейчас у этого летчика хороший багаж мировых рекордов, включая полеты на Ан-3 (наследнике Ан-2) в Антарктиде.
Не знаю, как вам, а мне «Ивана» жалко
Во время испытаний транспортных самолетов, десантных в том числе, испытывают и возможности их покидания с использованием манекенов.
Раньше, при Союзе, манекен представлял собой мешок с руками и ногами, пошитый из авизента (авиационного брезента). Внутри — песок и чугунные гири для веса. Назывался манекен «Болван».
Позже получили французские манекены, «Иванами» прозвали. У тех было лицо, ухи и даже ногти, смахивающие издалека на настоящие. Швыряли этих «Болванов» и «Иванов» на аэродромчик под Литвянкой, которым владели совместно с аэроклубом.
В одном из выбросов что-то пошло не так, и парашют с «Иваном» занесло в большое село, гораздо дальше Литвянки. Шлепнулся он на крышу склада, который охранял дед с карамультуком. Что увидел сторож? Что с неба о его склад загремел чувак с парашютом и сейчас лежит мордой в землю, не подавая признаков жизни. Дед смог вызвать начальника, правда, к телу его не подпустил: нельзя до приезда органов, наследишь!
Ну, начальник-то «в курсах» был, позвонил к нам, мол, ваше тут? Парашютчики на «газоне» приехали быстро и просекли ситуацию. На глазах у любопытных за забором подошли к телу, один из приехавших хряснул сапогом в голову «летчику». Не шевелится, значит, все! Выкурили по сигаретке, отстегнули парашют и за ноги-руки на раз-два-три забросили «Ивана» в кузов.
В общем, в окрестных селах сложилось мнение, подтвержденное свидетелями, что на фирме «Антонов» летчики — материал расходный и особой ценности не представляют.
А вот был такой случай…
3 июня 1965 года весь Новосибирск был взбудоражен. Горожане друг с другом делились новостью: в городе был повторен трюк, который проделал в 1927 году Валерий Чкалов, а именно: пролет под одним из городских мостов!
Было ли на самом деле такое осуществлено Чкаловым или нет — история, прямо скажем, умалчивает. Мы знаем об этом из фильма «Валерий Чкалов», а в Новосибирске было реально. Причем было это сделано не на винтомоторном истребителе, а на реактивном истребителе МиГ-17. Пилотировал истребитель военный летчик Валентин Привалов.
В тот день многие видели, как краснозвездный серебристый боевой самолет на огромной скорости снизился к водной глади реки Оби так низко, что за ним расходились волны, и влетел точно в створ центральной арки (30 на 120 метров) Коммунального моста. До следующего моста, по которому шел товарный поезд, оставались секунды, но истребитель успел взмыть «свечой» и бесследно растворился в облаках. Оглохшие и онемевшие свидетели фантастического зрелища на берегах реки дружно аплодировали. Мобильных операторов среди них не было, а случай был.
Из неисчерпаемого авиационного сленга
О ПОГОДЕ
Миллион на миллион — видимость более десяти километров;
слоечка — слоистые облака;
чехол — погода ниже полетного минимума;
камни с неба — сильный дождь;
мряка — метель;
мряка с молоком — туман с осадками.
О КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И АВИАДВИГАТЕЛЯ
Копчик — хвост;
пузо — средняя часть фюзеляжа;
гребло, махало — воздушный винт;
пальма — несущий винт вертолета на стоянке;
мясорубка — винтовой двигатель;
лапки, ноги — шасси;
«лапки поджать» — убрать шасси;
«колеса бросай» — напоминание, что пора бы шасси выпустить;
лапти — колодки под колеса;
лопухи — закрылки, интерцепторы, тормозные щитки;
банка, тубус — салон самолета;
горшок — туалет;
бульвар — проход между креслами;
удавка — ремень безопасности;
кабинет — кабина экипажа;
рога — штурвал;
намордник — кислородная маска;
уши — гарнитура;
чашка — кресло летчика;
морковка — килевой обтекатель антенн радиоэлектронной борьбы на Ту-160;
пионер — указатель поворота и скольжения;
солдатик — механический дублер указателя выпуска шасси;
лопата — тормозной щиток истребителя из семейства «Су»;
глазки — посадочные фары;
ласты — горизонтальный стабилизатор (гребешок — вертикальный);
зоб — нижний фонарь пилотской кабины.
АЭРОПОРТЫ
Внучка — Внуково;
Коровкино — Быково;
Шарик, Шаромыжкино — Шереметьево;
Рама — Раменское;
Хитровка — аэропорт Хитроу (Лондон).
HАЗВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ:
Арбуз — Airbus;
бобик — Боинг;
маленький бобик — Боинг-737;
толстолобик — Боинг-747;
три топора — Боинг-777;
Антошка — Ан-2;
сороконожка — Ан-225;
кашка — Ка-26;
корова — Ми-6, Ми26;
крокодил — Ми-24;
Василиса прекрасная — Ми-8;
сушка — реактивный самолет ОКБ Сухого;
руки вверх (из-за крыла обратной стреловидности) — Су-47;
спарка – учебно-боевой самолет с двумя кабинами;
сарделька — широкофюзеляжный лайнер;
сосиска — узкофюзеляжный лайнер;
ментокрыл — летательный аппарат авиации МВД.
ДОПОЛНЕНИЕ
Дуб — десантный парашют;
лесник — парашютист, приземлившийся на дерево;
дачник — парашютист, приземлившийся на дачи;
мокрая авиация — гидроавиация;
простыня, тряпколет — дельтаплан;
сачок — советский авиационный человек особого качества;
массандра — Микоян Артем славный сын армянского народа дал радость авиации;
голубятник — диспетчерская вышка;
колдун — ветроуказатель;
белоголовый — летчик в шлеме;
птица-говорун — бортрадист;
сложить крылья — приземлиться (после остановки на ВПП);
отдать пульс — пройти предполетный осмотр;
разгибать крючки — выполнять короткие рейсы;
кости за борт — катапультироваться;
упереться — включить реверс, начать торможение;
трюфель (бизнесмен) — пассажир бизнес-класса (VIP-класса).
Подборка Сергея Елисеева.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ