Война войной, а обед — по расписанию
Голодный солдат — как автомат без патронов — малоэффективен до бесполезности. И строевым шагом идет не так, и стреляет неточно, да и вся остальная служба впроголодь может навредить соблюдению воинских уставов. Поэтому накормить бойца вовремя, вкусно и питательно, соблюдая баланс белков, жиров и углеводов, — задача не менее важная, чем снабжение техники горюче-смазочными материалами или танка – кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами.
Щи да каша – пища наша
До XVIII века питание военнослужащих было не очень организованным. Армия была нерегулярной, питание – тоже. Солдаты были вынуждены добывать провиант самостоятельно: или купить, или отобрать у населения. Ситуация стала выправляться в годы правления главного реформатора всего чего только можно – Петра I. Им был издан указ «О заведовании всех хлебных запасов рамных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части генерал-провиантом» и инструкция по обеспечению провизией. Всего за несколько лет было налажено нормальное снабжение армии продовольствием и рассчитаны нормы пропитания солдат.
Тогда же появился прообраз передвижной полевой кухни: обоз с провиантом и посудой выдвигался раньше войска, прибыв на место стоянки, пищу приготавливали на костре в котлах, и к подходу войск горячий обед уже ждал проголодавшихся солдат. Однако готовить пищу впрок и перевозить ее было нельзя, так как посуда была в основном медная.
Длительный характер ведения боевых действий требует и длительного срока хранения продуктов. Помогали сушка, вяление и соление продуктов. Еще в XIX веке появился шедевр, с тех пор ставший незаменимой составляющей армейского (и не только) питания: консервы. Первоначально консервация была в стеклянной таре, что совсем не подходило для армейского быта, но изобретение жестяной банки с дальнейшим улучшением конструкции последней для надежного хранения содержимого выправило ситуацию.
В России первый консервный завод был открыт в Санкт-Петербурге в 1870 году, главным потребителем выпускавшейся продукции стала, естественно, армия. Впоследствии были открыты и другие заводы, в год выпускалось почти 70 миллионов банок!
В 1897 году военным инженером и изобретателем Евгением Степановичем Федоровым была изобретена саморазогревающаяся консервная банка. Начиная с 1915 года консервы в таких банках начали поступать на фронт. Зачастую банки Федорова становились единственным способом для бойцов получить горячее питание.
Принцип работы изобретения Федорова прост, как апельсин: банка имеет двойное дно, в котором находились герметичная емкость с негашеной известью и вода. При повороте днища емкость с известью разрушается, вода и известь вступают в химическую реакцию с выделением тепла. До сих пор производители продуктов в саморазогревающихся банках используют гениальную идею Евгения Степановича Федорова. Иногда реагенты меняются, но сама идея, сама суть — все те же.
Своеобразный переворот в солдатском питании – появление армейской полевой кухни. В 1896 году Военным министерством был объявлен конкурс: требовалось построить кухни двух типов: пехотно-артиллерийскую и кавалерийскую. Испытания и эксплуатация первых конструкций выявили имевшиеся недостатки.
Походные полевые кухни «боевое крещение» получили во время Русско-японской войны. Тогда была опробована походная кухня полковника Антона Турчановича. Его «военно-походная кухня-самовар» позволяла приготовить всего за четыре часа борщ, кашу и чай на 250 человек. При этом кухня могла готовить и на ходу.
За более чем вековую историю отечественные полевые кухни постоянно совершенствовались. Современные автомобильные походные кухни, в которых можно варить, жарить и даже делать выпечку, по своему оснащению различным кухонным оборудованием не уступают даже небольшим стационарным предприятиям общественного питания.
Сухпай
Учения и полевые выходы – неотъемлемая часть службы военнослужащих в составе боевых частей. Не всегда в таких условиях работает полевая кухня, или нет возможности доставлять первое, второе и компот личному составу.
Такие варианты, как облегчить ветки яблонь в саду у дачников или без спроса взять взаймы курицу в соседней деревне, влекут резкую смену рациона на несколько лет, так как такие деяния уголовно наказуемы. И пиццу на полигон тоже не заказать. Хотя… Так что выход из данного положения есть – это сухой паек.
В Красной армии сухой паек (по-солдатски — сухпай) был введен в 1939 году. Сухой паек состоял из сублимированных (обезвоженных) брикетов каш, которые перед употреблением надо было долго варить в котелке, ведре или бочке. Также в первые сухие пайки входили ржаные сухари, соль, сахар, чай и… вобла. Нет, не к пиву: сушеная рыба по соотношению веса и калорийности даст фору многим другим продуктам.
Потребовался длительный период развития сухого пайка, чтобы он был не только калорийным и съедобным, но и вкусным. Современный сухой паек имеет расширенный ассортимент. Так, при комплектовании мясными консервами вариантов стало много: тушеная говядина, фрикадельки, тефтели из говядины, гуляш из говядины. Мясо-растительные консервы представлены гречневой кашей, естественно, с говядиной, рисовой кашей — опять же с говядиной, рисом без говядины, зато с курицей и овощами. Есть и выбор из мясо-овощных консервов: мясо с морковью и зеленым горошком, гуляш с картофелем, мясо с овощами и фасолью. Военные повара-конструкторы, наверное, уже сочинили еще что-то консервированное, но вкусненькое.
Но не сухим пайком единым сыт боец, когда не живет на полигоне, а обедает в теплой и уютной солдатской столовой.
«Масло съел – и день прошел…»
С 1960 года норма армейского питания постепенно менялась. Так, сначала в рацион ввели 10 г сливочного масла, впоследствии норма выросла до 20 г, количество сахара увеличили сначала до 45, а потом – до 65 г. С 1975 года норма дополнилась: по выходным и праздничным дням стали выдавать куриные яйца. Вареные, разумеется. Примерно в то же время богатейший солдатский фольклор, состоящий из многочисленных баллад, поэм, пословиц и поговорок, пополнился философско-кулинарным произведением: «Масло съел — и день прошел, два яйца – прошла неделя, что б нам съесть еще такого, чтоб два года пролетели».
В 1990 году была произведена последняя корректировка нормы продовольственного снабжения Советской армии.
К шведскому столу – шагом марш!
Реформы не стоят на месте. Армейские – тоже. Вместе с такими изменениями, как сокращение срока службы, упразднение портянок установленного размера, отказ от уборки территории или развивающей моторику пальцев чистки картошки, для солдат был введен «тихий час». А чтобы у новобранцев временное расставание с бабушкиными пирожками и маминым борщем проходило менее болезненно, солдатские столовые теперь организуются по принципу шведского стола: с 2013 года солдаты срочной службы целый год, принимая пищу в обычной солдатской столовой, могут выбрать блюдо по вкусу. И самостоятельно приготовить салат из кучи ингредиентов. Или скушать винегрет. О таких условиях службы и сервисе в столовой лет 30 назад даже и мечтать не получилось бы.
Улучшились не только условия приема пищи, но и сам рацион: увеличена доля мясных изделий и рыбы, появился сыр, в столовых военнослужащим предоставлено на выбор не менее 2 — 3 блюд на каждый прием пищи и 5 видов салатов в салат-баре. Те же яйца теперь выдаются ежедневно.
И все это просто замечательно. Потому что хорошо накормленный солдат служит как положено.
Хлеб для обеда в меру бери. Хлеб — драгоценность, его береги!
Дежурный по кухне С. Волков.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ