Авиационные дроны врываются в воздушное пространство. Что делать?
Недавно в СМИ появились сообщения, что второй по величине в Великобритании лондонский аэропорт Гатвик может принимать лишь ограниченное число самолетов. Все началось вечером 19 декабря 2018 года. Гатвик был закрыт 30 часов, что повлияло на рейсы, которыми должны были лететь около 140 тысяч человек. В совокупности пришлось отменить тысячу рейсов. Аэропорт функционировал нестандартно в течение 72 часов.
При этом руководство аэропорта просило пассажиров проверять статус рейса перед поездкой в аэропорт, так как существовала возможность, что взлетно-посадочные полосы (ВПП) снова закроют.
В чем же причина происшествия?
Оказывается, вечером 19 декабря недалеко от ВПП заметили два дрона (сообщения о количестве дронов разнились). Из соображений безопасности аэропорт закрыли на несколько часов. Но уже через 45 минут после открытия полетов у аэропорта снова заметили беспилотный летательный аппарат. Каждый раз, когда ВПП хотели открыть, рядом появлялся дрон.
Не менее 20 нарядов полиции безуспешно пытались найти тех, кто управлял аппаратами. Администрация рассматривала возможность сбить дрон, но из-за большого риска от этого отказались.
Полиция, изучив все обстоятельства, пришла к выводу, что акция с дронами была кем-то спланирована и проводилась преднамеренно, но терроризм в ней не просматривался. Некоторые СМИ в этом деле заподозрили экоактивистов официально незарегистрированной организации радикальных зеленых, декларирующих не насильственные, но эффективные действия.
Впрочем, подобный инцидент уже имел место в Гатвике в июле 2017 года. Беспилотный летательный аппарат (БПЛА), пролетавший в непосредственной близости от ВПП, вынудил дирекцию дважды в течение получаса ее закрывать. Однако тогда это к коллапсу не привело.
В начале января в СМИ появились сообщения о приостановке работы лондонского аэропорта Хитроу также из-за появления беспилотника на его территории.
Представляет интерес, как отреагировали британские власти на повторное появление дронов-нарушителей?
Из СМИ стало известно, что 8 января 2019 года министр транспорта Великобритании Крис Грейлинг объявил об ужесточении правил пользования дронами.
Радиус бесполетной зоны вокруг аэропортов теперь расширяется с одного до пяти километров. Все владельцы беспилотников обязаны их зарегистрировать до ноября 2019 года. Полиция получает право штрафовать нарушителей этого требования. По новым законам, которые будут введены с июля 2019 года, лица, эксплуатирующие беспилотники с нарушением установленных правил, могут быть лишены свободы на срок до пяти лет и оштрафованы на сумму до 2500 фунтов стерлингов. Кроме того, в аэропортах начнется тестирование технологии борьбы с дронами, влетевшими в запрещенную для их полетов зону.
Между тем нарушители пока не пойманы. Правда, 22 декабря полиция задержала двух человек в связи с запуском беспилотников в районе аэропорта Гатвик, но вскоре их отпустила за отсутствием улик.
Происшествие, имевшее место 19 декабря, заставляет сделать вывод, что подобное может произойти в любой стране. Россия – не исключение. Возможны и непреднамеренные инциденты с этими ЛА, вошедшими в нашу повседневную жизнь слишком быстро.
В Российской Федерации любое воздушное судно (ВС) массой более 0,25 кг должно быть зарегистрировано. В статье 32 Воздушного кодекса России записано, что «воздушное судно – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности воды или земли». Поэтому суда на воздушной подушке не являются ВС.
Как и где регистрировать ВС — оговорено тем же воздушным законодательством. Некоторые наши сограждане считают, что регистрация маленьких моделей сдерживает развитие авиамоделизма в стране, однако если при современных возможностях в воздухе появится «рой» диких БПЛА, то полеты пилотируемых ЛА станут крайне опасными.
Поскольку количество БПЛА безудержно растет, возникает проблема поддержания безопасности полетов воздушных дронов.
Сначала о терминах. Как всегда, Запад нам дает свои версии названий для БПЛА. С 1990-х годов мы читаем или слышим термины: беспилотник, беспилотный летательный аппарат, квадрокоптер, дрон. В принципе нам понятно, о чем идет речь. Однако между понятиями, обозначенными перечисленными выше терминами, есть различие. Самое существенное различие в том, что дронами (от англ. drone – трутень) могут быть не только летательные аппараты, но и наземные, надводные и подводные аппараты. Таким образом, понятие термина «дрон» шире понятия термина БПЛА. Беспилотники различаются по конструкции, назначению и другим параметрам. Все они относятся к робототехнике.
Итак, беспилотный летательный аппарат – летательный аппарат без экипажа на борту. БПЛА могут управляться дистанционно, а могут быть полностью автоматическими. Существует расширенное определение БПЛА: это беспилотный воздушный, дистанционно управляемый аппарат с возможностями программирования и частичной или полной автоматизации процессов. Различают тяжелые, средние и легкие БПЛА. Опять же некоторые специалисты считают, что дистанционно управляемый беспилотный ЛА не относится к дронам. СМИ же, как правило, дронами называют только летательные аппараты, но это некорректно с технической точки зрения.
В настоящее время под БПЛА чаще всего подразумевается аппарат в самолетном корпусе. Но беспилотники вертолетного типа становятся все более массовыми, особенно в гражданской сфере.
Из вертолетного типа беспилотников широко применяется квадрокоптер («вертолет с четырьмя винтами») – разновидность БПЛА с четырьмя пропеллерами. Квадрокоптер поднимают в воздух четыре ротора – два вращаются в одну сторону, два – в другую. Употребляется также название «мультикоптер». Это БПЛА с тремя, шестью, восемью и более моторами (трикоптеры, гексакоптеры, октокоптеры и т. д.).
На БПЛА имеются датчики, автопилот, система управления, наблюдения и контроля. Военные БПЛА оснащаются оружием.
БПЛА – техническое новшество, которое все шире применяется в мире из-за своих небольших габаритов и других замечательных свойств. Например, на БПЛА не надо ставить систему жизнеобеспечения экипажа. Отсюда – относительно небольшой вес и стоимость. На обучение оператора БПЛА требуется меньше времени, чем на обучение пилота.
Спасательные операции, фото- и видеосъемка, научные и метеорологические исследования, доставка грузов, монтажные работы, мониторинг – это далеко не полный перечень применения БПЛА. Ведутся работы по разработке БПЛА, способных перевозить людей.
В начале 2000-х годов БПЛА (как правило, квадрокоптеры) появились в свободной продаже. Это повлекло за собой любительское моделирование, фотосъемку и спортивные состязания этих ЛА. Желание вести видео- и фотосъемку с высоты птичьего полета привело к росту популярности авиационных дронов. Выручка некоторых производителей БПЛА составляет сейчас более 400 миллионов долларов.
Теперь – немного об устройстве и принципе действия БПЛА.
Вертолетный тип БПЛА состоит из четырех и более несущих «лучей», на которых смонтированы моторы и пропеллеры. Внутри «звезды» в корпусе находится полетный контроллер и приемопередатчик. Посадочные стойки (шасси) прикрепляются к центральной части корпуса.
В полетном контроллере сосредоточены: гироскопическая система (стабилизатор), датчики высоты, система управления оборотами винтов, «мозги» с программным обеспечением, блок питания и другие элементы. К центральной плате с «мозгами» подключается контроллер.
Поток воздуха у такого БПЛА движется сверху вниз. Перемещение аппарата идет за счет изменения скоростей вращения роторов. Одновременное изменение скорости вращения всех винтов ведет к подъему или спуску.
Производители предлагают огромное разнообразие моделей – весом от десяти граммов до достаточно массивных моделей, но столкновение самолета даже с малюткой-БПЛА неизбежно ведет к поломке, аварии или даже катастрофе. Поэтому отмена полетов в Гатвике была необходимой, хотя и нежелательной мерой.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ