Трагедия стратостата «Осоавиахим-1»
30 января 1934 года трагически погиб экипаж стратостата «Осоавиахим-1». Три аэронавта совершили по тем временам подвиг, достигнув высоты 22 км в зимних условиях.
Руководил полетом стратосферного аэростата Павел Федорович Федосеенко, мой земляк, родившийся, как и я, в слободе Новая Сотня города Острогожска Воронежской губернии. В экипаж также входили бортинженер Андрей Васенко и научный сотрудник Илья Усыскин. Это был опытный, спаянный экипаж аэронавтов, но риск полета в зимних условиях был велик. И все-таки экипаж пошел на это. Все начиналось хорошо…
Стратостат стартовал из Москвы 30 января 1934 года утром, быстро начал подъем и в 11 часов 42 минуты достиг рекордной высоты 22 км. Пробыв на этой высоте, начал спуск.
С началом спуска с аэростата сообщили, что из-за работ на борту временно прекращают связь. После этого «Сириус» (позывной стратостата) больше на связь не вышел. Поздно ночью пришла телеграмма со станции Кадошкино Казанской железной дороги, что найдена гондола с тремя погибшими исследователями стратосферы.
В начале 20-го века интерес к атмосфере и стратосфере был велик, как сегодня интерес к космосу. Нижние слои атмосферы осваивали с помощью авиации, более высокие — с помощью аппаратов легче воздуха: воздушных шаров, зондов и стратостатов. Аэронавтика стала развиваться с 1783 г., но особый интерес к ней возрос после Первой мировой войны в связи с развитием техники. Еще Константин Эдуардович Циолковский предсказывал, что полеты на стратостатах необходимы, так как они должны привести к переориентации на реактивную технику, а значит, откроют дорогу в космос. Что и случилось. Естественно, развивающийся СССР не мог остаться в стороне от этого, а кроме того, это был отличный способ укрепить престиж страны в мире.
Полеты стратостатов были государственным приоритетом в освоении стратосферы. 30 сентября 1933 года в воздух поднимался стратостат «СССР», пилотируемый аэронавтом Г. А. Прокофьевым; он достиг высоты 19 км. Тогда же Г. Прокофьев сделал сенсационное заявление, что он и его экипаж готовят зимний полет стратостата «СССР-1». Это и побудило Павла Федосеенко подать рапорт в Центральный совет Осоавиахима с предложением осуществить полет стратостата «Осоавиахим-1» зимой.
Предложение было принято, командир экипажа пилот-аэронавт П. Ф. Федосеенко, инженер-конструктор-аэронавт А. Б. Васенко и научный сотрудник физик-аэронавт И. Д. Усыскин приступили к подготовке полета, который они решили посвятить ХVII съезду ВКП(б), который должен был пройти в Москве.
31 января 1934 года на утреннем заседании съезда было зачитано сообщение: «30 января, между 15 час. 30 мин. и 17 часами дня, в Инсарском районе Мордовской области, около села Потижский Острог, в 8 км южнее станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги, упал стратостат «Осоавиахим-1»…» Делегаты съезда почтили память погибших стратонавтов. Эта же катастрофа положила начало секретности, характерной и для начала развития космонавтики. Появился документ, который гласил: «Запретить публиковать в ТАСС и нашей прессе какие-либо данные о полетах в стратосферу, а равно о самом стратостате впредь до особого на то разрешения СНК». Наступила эра соревнования в освоении околоземного пространства.
Расследование трагедии позволило предполагать, что она произошла вследствие целого ряда обстоятельств как конструктивного плана, так и объективного порядка (внешняя среда). И все-таки главное – страшные последствия трагедии были в недоработке конструкции аппарата (входной люк, маневренный балласт и другое). Эта катастрофа заставила задуматься о спасательных устройствах стратостата.
Трагедия стратостата «Осоавиахим-1» не прервала исследований стратосферы с помощью аэростатов. Полеты продолжались.
Страна воздала почести погибшим стратонавтам, посмертно наградив всех членов экипажа орденом Ленина (тогда еще не было звания Героя. — В. К.). 2 февраля 1934 года прах членов экипажа стратостата был захоронен в Кремлевской стене. Урны в ниши ставили И. В. Сталин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов. Вся Москва провожала героев в последний путь.
Подвиг стратонавтов был увековечен различными способами, начиная от выпуска марок и кончая памятниками. На месте падения гондолы стратостата был установлен обелиск, а в преддверии 30-летия полета «Осоавиахим-1» на привокзальной площади Саранска в Мордовии состоялось открытие памятника героям-стратонавтам. Во многих городах страны улицы названы именами героев, в том числе и в родном для Федосеенко городе Острогожске. В краеведческом музее Острогожска существует постоянная экспозиция, посвященная герою-земляку.
Полет стратостата «Осоавиахим-1» приблизил прорыв в космос. Но этот прорыв отодвинул исследование атмосферы и стратосферы на второй план. А зря! Мы до сих пор не разгадали загадку климата, погоды и много других земных вещей, которые зависят от ближнего воздушного окружения до 100 км высоты.
В наши дни после затишья стратостаты стали привлекать внимание не только исследователей, но и военных, а это что-то значит.
На 2019 год запланирован полет известного путешественника Федора Конюхова на стратостате Russia на высоте 25 км. Будем ждать результатов. Штурм стратосферы продолжается!
Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1-го ранга в отставке,
публицист.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ