Небо. Девушка. Самолет
О спортивной авиации, возможности и желании летать
Над заголовком этой статьи автор и не думал вовсе — пришло само. Когда в бездонном небе воздушным судном управляет девушка, более точно, чем словами из прекрасного романтического фильма, и не скажешь. Знакомьтесь — Екатерина Алексеева, единственная в Воронеже женщина-пилот спортивного самолета.
Катя учится в Московском колледже автоматизации и информационных технологий № 20 на факультете фотографии. Чтобы не прерывать тренировок, решила выбрать заочное обучение. И всегда берет с собой в небо фотокамеру, снимая с высоты птичьего полета и даже выше.
С ПЛАНЕРА
— Катя, в таком интервью, как наше, всегда задается один и тот же банальный вопрос — с чего все началось?
— Как бы столь же банально ни звучал мой ответ — я всегда хотела летать. И тут узнала, что можно прийти в авиационно-технический спортивный клуб «Сапсан» ДОСААФ России и научиться летать. Мне хотелось летать на спортивных самолетах, но тогда в клубе такой техники для обучения не было, и я начала с планеров, о чем на самом деле ничуть не жалею.
— Сколько тебе было лет, когда впервые поднялась в воздух?
— Мне было 18, но в клубе есть ребята и младше — с инструктором на планере разрешается подниматься с 14 лет. Для полетов на планере вообще нет возрастных ограничений — у нас летают даже пилоты, которым далеко за 70.
— Что такое планер? Чем он отличается от самолета?
— Если в двух словах, то планер — это самолет без мотора. Он сконструирован так, чтобы максимально долго планировать в воздухе, используя для парения воздушные потоки. Планер поднимает в воздух на тросе самолет-буксировщик, а потом отпускает в «свободное плавание». На самом деле парить в воздухе можно невероятно долго — все зависит от мастерства пилота.
— Это опасно? Разве не полетит носом вниз самолет без двигателя при малейшем дуновении ветерка?
– Но ведь не полетит же носом вниз бумажный самолетик, если он правильно собран и правильно запущен? Планеризм считается самым безопасным из авиационных видов спорта. Нахождение в воздухе — управляемый процесс. Ко всему прочему, у планериста за плечами всегда есть парашют.
ЕДИНСТВЕННАЯ ТАКАЯ
— На планерах в Воронежской области летают многие девушки, а вот на спортивном оказалась ты одна. Как это произошло?
— Примерно после года моих занятий на планере в клубе появился самолет Як-52. И, признаться, я оказалась единственной, кто захотел на нем научиться летать. Для меня же это была мечта, из-за которой я пришла в авиационный клуб.
Я ни разу не пожалела, что начала полеты с планеров, и мне было гораздо легче осваивать спортивный самолет. Если сразу учиться летать на самолете, это гораздо сложнее.
Мне очень повезло с инструктором — меня обучает абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на Як-52 Антон Беркутов. С таким человеком невозможно плохо летать.
— Что значит самолетный спорт?
— Это обычный спорт, но в качестве «снаряда» используется самолет. Когда начинаешь учиться, то первые фигуры, которые необходимо выполнять — это штопор и петля. Особенно важен штопор — при отказе двигателя умение выйти из него позволит пилоту безопасно посадить самолет.
После года полетов я смогла участвовать в открытых соревнованиях Московской области в третьей лиге и заняла первое место. Через год участвовала в аналогичных соревнованиях в Беларуси уже во второй лиге, где также победила. Сейчас готовлюсь к выступлению в первой лиге.
ОСТАТЬСЯ ИНСТРУКТОРОМ
— Скажи, тебе никогда не хотелось сделать полеты своей специальностью? В смысле, стать пилотом гражданского самолета?
— Если честно, то мне больше нравится заниматься в аэроклубе, может быть, в будущем стану работать там в качестве инструктора.
— Катя, а как знакомые парни относятся к тому, что ты — летчица?
— Удивляются сначала очень, а потом радуются за меня и мои достижения, поддерживают. Никогда я не слышала ничего из того, что, типа, я женщина — и не мое это дело…
— А родители? Переживают, наверное, когда ты в небе?
— Конечно, переживают. Но они всегда были на моей стороне в моих увлечениях.
— Катя, аэродром находится достаточно далеко от столицы Черноземья. Часто ли удается тренироваться?
— Я стараюсь тренироваться каждый день. По современным меркам аэродром в Липецкой области в городе Усмани — не такое уж и далекое расстояние, всего час на электричке, а на автомобиле и того меньше. Кто-то приезжает полетать только на выходные. Но, поверьте, даже одного дня бывает достаточно, чтобы неделю жить ожиданием следующего полета.
— Девушка и самолет — это нормально?
— Для меня — да. По-другому свою жизнь уже не представляю.
Беседовала Наталия ОСАДЧАЯ.
Фото из архива Е. Алексеевой.
Газета «Берег», г. Воронеж, № 4 от 22 января 2019 года.
***
КСТАТИ
Як-52 — двухместный спортивно-тренировочный самолет, разработанный специалистами ОКБ им. Яковлева в конце 70-х годов. В Советском Союзе Як-52 был самым лучшим и одним из наиболее массовых самолетов своего класса. Эта прекрасная машина до сих пор находится в эксплуатации, причем не только в России, но и за рубежом.
* * *
Верхнехавский АТСК «Сапсан» ДОСААФ России базируется на аэродроме Усмань. Это крупнейший планерный аэродром России. Летный сезон здесь ориентировочно начинается в апреле и заканчивается в октябре, но фактически взлетная полоса пригодна к работе круглый год.
АТСК «Сапсан» — тренировочная база сборной команды РФ по планерному спорту. Об успешной работе аэроклуба знают далеко за пределами региона: на обучающие программы сюда приезжают спортсмены из разных городов страны.
Большая работа здесь ведется с молодежью — с 14 лет ребята делают свои первые шаги в спорте, совершают самостоятельные вылеты, повышают спортивные разряды. Обучение ведется в соответствии с программой КУЛП-ПСБ-2013 — бесплатно.
При интенсивном проведении полетов, программу первого года обучения на планере можно пройти за 10 летных дней.
Команда Верхнехавского АТСК «Сапсан» ждет всех, кто хочет летать!
ЛЮДИ ГОВОРЯТ