Как «грачи» прилетели в Афганистан. Наши штурмовики Су-25 на Афганской войне
Война в Афганистане шла с 25 декабря 1979-го по 15 февраля 1989 года. Прошло 30 лет со дня вывода советских войск из этой страны. Эта дата отмечается как День памяти воинов-интернационалистов.
В той войне Советский Союз преследовал две цели: обезопасить свои южные границы и поддержать Народно-демократическую партию Афганистана, которая хотела направить афганский народ на путь строительства социализма.
В Афганской войне применению авиации было отведено достойное место. Среди самолетов и вертолетов, применявшихся в Афганистане, Су-25 стал рекордсменом по числу самолето-вылетов и результатам боевого применения.
Что же такое Су-25? Это советский и российский штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно и в любых метеоусловиях. Штурмовик получил неофициальное название «грач».
Су-25 появился в Афганистане в результате осмысления опыта первых месяцев применения там авиации. Над афганскими горами истребители-бомбардировщики вроде Су-17, имея большой радиус разворота, теряли цель. Малозаметный противник делал безуспешным их применение. Отсюда и неполная реализация боевых возможностей истребительно-бомбардировочной авиации и невысокая результативность ударов.
Летчики вспоминали дозвуковые Ил-2 и Ил-10, самые эффективные штурмовики Второй мировой войны, и возмущались, что штурмовая авиация в 1956 году была упразднена нашими недалекими стратегами. И сходились во мнении, что в Афганистане нужен дозвуковой, маневренный, достаточно вооруженный и хорошо управляемый самолет-штурмовик с надежной защитой как экипажа, так и жизненно важных частей самолета.
Между тем такой самолет в 1970-е годы у нас уже был. В КБ Сухого он был «незаконнорожденный», заказа на него от ВВС не поступало, и поэтому испытания инициативного «пасынка» шли неспешно.
На вооружение ВВС самолет принимать не планировали, но война внесла свои коррективы. Военные вдруг потребовали машину на фронт, а конструкторы воспротивились: недоведенная, дескать, техника. Однако надо было срочно проверить на практике концепцию применения дозвукового штурмовика на горном театре военных действий. В этой обстановке только решительность главнокомандующего ВВС Павла Степановича Кутахова заставила отправить два опытных Су-25 на войну.
Предстоящую операцию назвали «Ромб». Для ее проведения была сформирована рабочая группа в составе руководителя генерал-майора Владимира Васильевича Алферова, его заместителя главного конструктора самолета Юрия Викторовича Ивашечкина, летчиков-испытателей Николая Федоровича Садовникова и Анатолия Александровича Иванова, летчиков из Научно-испытательного института ВВС Вячеслава Вадимовича Соловьева и Валерия Нестеровича Музыки и др.
16 апреля 1980 года авиагруппа прибыла на авиабазу Шинданд на западе Афганистана, где через три дня состоялся первый вылет Су-25.
В операции «Ромб» самолет проявил себя замечательно. Летчик-испытатель Иванов вспоминал: «Вся эта экспедиция была чистым испытанием характеристик самолета в реальных условиях. Мы испытывали возможности машины в горных условиях и при высоких температурах воздуха с боевой нагрузкой. Сначала это были испытания аэродинамики, а потом полеты с бомбовой нагрузкой, вплоть до максимальной в четыре тонны. Мы опробовали различные боевые приемы и, в частности, «свободный поиск». При этом ходили на малой высоте, это было достаточно безопасно, так как успеваешь смотреть по сторонам и следить за полетом. Было несколько случаев, когда по нам стреляли из ДШК, но, увидев эти огневые точки, мы доворачивали машину и «гасили» их. После этого душманы поняли, что с нами связываться бесполезно, да и небезопасно. Когда мы прилетали, чтобы уничтожить боевые позиции, то, бывало, не видели, куда же бросать бомбы, поскольку душманы тут же прятались. Тактика действий была такой: мы выпускали закрылки в маневренное положение и на очень малых скоростях кружили над ущельем, не теряя визуального контакта с целью, ибо когда ты отошел на большой радиус виража, все внизу теряется, и уже не найти даже само ущелье – внизу ведь одни горы. А наша машина позволяла не терять контакта с целью и выполнять всякую задачу. Был эпизод, когда в ущелье мы заметили низину. Выполнили несколько пусков ракет С-25. Одна из них удачно попала, пошел густой дым. На следующий день нас поздравило армейское командование — оказалось, в этом месте был склад с боеприпасами. Су-25 оказался устойчив на пикировании, управляем в горных условиях. Хорошо зарекомендовал себя прицельный комплекс, который, кстати, был не особенно сложен, но отлажен здорово. Пятисоткилограммовые бомбы укладывались в десятке метров от прицельной марки, наложенной на цель. Пехота тогда очень полюбила наши самолеты».
4 февраля 1981 года вышел приказ главкома ВВС об образовании 80-го отдельного штурмового авиаполка (ошап), а затем на его базе — отдельной штурмовой авиационной эскадрильи — 200-й ошаэ. Формирование шло в местечке Ситалчай в Азербайджане (бывший аэродром ДОСААФ) вблизи Каспийского моря. В это время завод в Тбилиси собрал десять Су-25 и передал их в 80-й полк. На них-то 200-я под командованием подполковника Александра Михайловича Афанасьева и отправилась на войну.
Не все сначала нравилось летчикам в Су-25. Конструкторы полагали, что на Су-25 можно не ставить бустеры (устройства для снижения физических нагрузок). В результате самолет летчикам приходилось «носить на руках». Кондиционер отсутствовал. В кабине было жарко.
19 июля 1981 года 200-я ошаэ прибыла на тот же Шинданд и почти сразу приступила к поддержке 5-й мотострелковой дивизии полковника Бориса Всеволодовича Громова и 21-й пехотной бригады ДРА. Действуя в тесном взаимодействии с наземными войсками, 200-я эскадрилья показала высокую эффективность ударов. Выяснилось, что Су-25 надо бы иметь больший боевой радиус: штурмовики Су-25 из 200-й стали просить для поддержки уже и другие, более удаленные от Шинданда наземные войска. Между тем «грачей» становилось в Афганистане все больше. Их высоко оценили во многих армиях мира. «Партнеров» охватывала черная зависть: у русских оружие снова оказалось лучшим.
Су-25 отличали многие достоинства. Например, великолепный обзор и прицел. Так, если летчик накладывал на цель прицельную марку, то она оставалась на ней намного дольше, чем на других самолетах. Это давало возможность точно стрелять, пускать ракеты и бомбить. Не было замечаний к Су-25 и при выполнении минирования. Штурмовик вскоре прозвали «расческой». Это за характерный вид многочисленных подвесок под крыльями. А еще – «горбатый» и «друг пехоты». Название «друг пехоты» Су-25 делил с вертолетами Ми-24 и Ми-8.
ТТХ штурмовика Су-25
Длина – 15,36 м; размах крыла – 14,36 м; максимальная взлетная масса – 17600 кг; максимальная скорость – 950 км/ч; практический потолок – 7000 м; вооружение: двуствольная 30-мм пушка калибра 30 мм; управляемые ракеты «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», свободнопадающие и корректируемые бомбы различного назначения; точки подвески – 10.
«Конкурентами» в смысле боевого применения у Су-25 были, конечно, вертолеты, но «грачи» были незаменимы там, где требовалось ударить по сильно защищенному противнику. Бронезащита делала Су-25 чрезвычайно живучим, а летчика – уверенным при атаке противника, ведь титановая «банка», в которой находился пилот, и защита двигателей позволяли вернуться домой, что называется, «на одном крыле». Имели место случаи, когда Су-25 возвращался на базу, имея до полутора сотен боевых повреждений. Из-за взрыва топливных баков и гибели летчика в Афганистане не был потерян ни один самолет.
На той войне «грачи» эксплуатировались с запредельными нагрузками. Средний годовой налет пилотов в Афганистане составлял до 300 часов. Что касается техники, то машина в год налетывала до тысячи часов. И люди и машины возвращались на отдых (на восстановление) измотанными и залатанными.
За пределами этой небольшой статьи осталось очень много, что хотелось бы сказать о Су-25. Он очень похож по «судьбе» с Ил-2. Так же как «горбатый», Ил-2 времен Великой Отечественной в мирное время был не сразу принят военными, но так же быстро полюбился пехоте и так же скоро стал ненавидим врагами.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ