Военный робот: помощник или самостоятельный интеллектуал?
Военный робот — устройство автоматики, заменяющее человека в боевых ситуациях для сохранения человеческой жизни или для работы в условиях, несовместимых с возможностями человека, например разминирование. Военными роботами являются устройства, действующие в сухопутной, воздушной и водной среде.
Сегодня поднимается вопрос, какой у этих роботов должен быть уровень интеллекта. Одно дело, когда они наделены способностью выполнять множество запрограммированных задач. Другая ситуация может возникнуть, если робот будет способен еще и самосовер-шенствоваться, то есть обладать творческим потенциалом и уметь его применять по своему разумению.
Вот мы и подошли к понятию «искусственный интеллект». Считается, что искусственный интеллект пока не создан, хотя подходы к его созданию имеются. Часть ученых считает, что творческую функцию передать роботу в принципе невозможно. А если возможно, то нужен ли человеку робот, который будет делать не то, что хотел бы его создатель? В военной области этот вопрос приобретает особую значимость, так как он напрямую связан с безопасностью людей в глобальных масштабах.
Сейчас на вооружении стоят относительно простые «неинтеллектуальные» гусеничные бронемашины, а также воздушные и водоплавающие беспилотники, неспособные к творчеству.
Четкого ответа на вопрос, какие роботы нам нужны — интеллектуальные создания или вспомогательные автоматы, превосходящие человека в некоторых областях, но не выше его по интеллекту, — пока нет. И в этой небольшой статье делается лишь попытка на примерах американского беспилотника Х-47В и советского «Бурана» привлечь внимание чи-тателей к проблеме.
Поскольку всё летающее в воздухе связано с работой в сложных атмосферных условиях, а также с необходимостью осуществлять посадку, которая признается самым сложным и опасным этапом полета, возьмем для примера военный робот — беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Х-47В.
Несмотря на наличие компьютерных «мозгов» и всевозможных взаимосвязанных автоматов, в «контуре управления» современного ЛА пока уверенно присутствует человек. При наличии у БПЛА искусственного интеллекта беспилотник перестает быть роботом-помощником и может превратиться в непредсказуемую «тварь».
Как же далеко продвинулись американцы в создании робота Х-47В палубного базирования? По сравнению с посадкой на сухопутный аэродром палубные ЛА садятся на движущуюся и ограниченную в размерах взлетно-посадочную полосу (ВПП). Поэтому «мозги» Х-47В должны «соображать» достаточно быстро, перерабатывая данные о множестве внешних факторов, возникающих при посадке. На борту Х-47В установлено три компьютера, сопряженных со спутниками. Кстати, уже этот факт нарушает представление об Х-47В как об автономном интеллектуальном роботе.
Первый полет Х-47В совершил 4 февраля 2011 года. 14 мая 2013 года Х-47В впервые сел на палубу авианосца. В апреле 2015 года Х-47В в автоматическом режиме принял на борт 1800 кг топлива. Максимальная скорость — 990 км/ч, крейсерская скорость — 535 км/ч, дальность — 3900 км, потолок – 12 190 м, вооружение — две корректируемые бомбы JDAM по 905 кг. Самолет характеризуется малозаметностью, но недостаточной маневренностью, что присуще почти всем современным беспилотникам.
С военной точки зрения ударно-разведывательный БПЛА Х-47В не производит особого впечатления. Он представляет собой крыло-клин с трехопорным выпускающимся шасси. Хвостовые стабилизаторы на машине отсутствуют.
Поначалу беспилотник Х-47В очень хорошо делал подлеты к авианосцу без вмешательства оператора, однако при третьей попытке сесть самостоятельно оператором был зафиксирован сбой одного из трех компьютеров. Посадка была отменена, оператор увел аппарат на сухопутный аэродром. Дальнейшие испытания также сопровождались отказами. Таким образом, за полтора десятка лет со времени начала программы Х-47В так и не стал надежным палубным летчиком. И это несмотря на то, что взлет-посадки на палубу в основном получались, и даже автоматическая дозаправка в воздухе прошла успешно. В результате принятие на вооружение Х-47В в 2018 году так и не состоялось, и оба имеющиеся в наличии аппарата отправили на хранение. Есть сообщения, что это сделано по причине «дороговизны».
К данной машине внимание военных экспертов вызвало то, что, по замыслу разработчиков, Х-47В должен был обладать искусственным интеллектом. Но, как видим, «интеллекта» у Х-47В хватило только для стабильного полета при дозаправке и выполнения палубных взлет-посадок, но опять же — под наблюдением оператора. Американцы же рассчитывали с помощью Х-47В иметь «длинную руку», способную уничтожать цели на расстоянии несколько тысяч километров от авианосца.
А что у нас? Не надо ли и нам иметь нечто подобное Х-47В? Вопрос открытый. В контексте проблемы искусственного интеллекта по материалам открытой печати вспомним о посадке в автоматическом режиме нашего космоплана «Буран» в исключительно ветреную погоду.
Из соображений безопасности первый полет «Бурана» был определен как беспилотный, с полной автоматизацией всех операций вплоть до руления по ВПП. Как же реально работала автоматика космолета?
15 ноября 1988 года при посадке наш «Буран» проявил «интеллект» таким образом, что ввел в шок часть руководителей полета. При выходе в расчетную точку с высоты 20 км «Буран» вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном энергично отвернул и стал заходить на ВПП с северо-востока с креном в 45 (!) градусов на правое крыло. На высоте 15 300 м скорость «Бурана» стала дозвуковой, затем при выполнении этого инициативного маневра «Буран» прошел на высоте 11 км над полосой в зените ра-диотехнических средств посадки, то есть стал для них невидимым. Группа подрыва космолета (имелась и такая) активизировалась, приготовившись дистанционно подорвать «челнок», так как он мог уйти в сопредельную страну. Но на деле наш «Буран» оказался «умнее» всех!
Вероятность выбора космолетом новой траектории была, согласно проведенному позже анализу, равна трем процентам, но в сложившихся условиях это было самое правильное решение, принятое интеллектом «Бурана» самостоятельно. Дело в том, что на него поступили данные о турбулентном состоянии атмосферы над ВПП, и бортовые «мозги» приняли решение садиться навстречу ветру с противоположной стороны аэродрома. Заметим, что против ветра стараются садиться все ЛА. Поэтому космолет и стал «непредсказуемо» маневрировать. В этой обстановке летчик-испытатель С. А. Микоян, отвечавший за посадку, хладнокровно остановил подрывников, попросив дать время «Бурану» исправиться, а тот действительно стал уверенно разворачиваться для посадки, вошел в штатный режим и сел в считаных метрах от расчетной точки.
В заключение скажем, что Россия сегодня старается не повторять ошибок СССР по ввязы-ванию в гонку вооружений. В Советском Союзе отслеживали и повторяли почти все вооружение, создаваемое в США. Американцы это поняли и стали блефовать, выдавая рекламу за готовые изделия. В какой-то степени Х-47В выполняет (или уже выполнил) роль рекламы-«дразнилки».
СМИ сообщали, что Х-47В разрабатывается с закладкой в его «мозги» искусственного ин-теллекта, достаточного для самостоятельного поиска целей для принятия решения о нанесении удара, однако при огромных расходах на создание боевые возможности Х-47В, а главное — надежность, оказались скромными.
Итак, до полного доверия искусственному интеллекту надо пройти еще значительный путь. Установка на современную гражданскую авиатехнику непредсказуемых «мозгов» чревата катастрофическими последствиями, в чем человечество время от времени убеждается, но быстро забывает. О военных роботах в этом плане и говорить нечего. Надежность военных роботов должна быть такой, как у автомата Калашникова.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ