Отряды специального назначения «Каскад»
Введенные в Афганистан для поддержки правительства Бабрака Кармаля советские войска не по своей воле втягивались в войну на афганской земле, которую всячески поддерживали Соединенные Штаты Америки и Пакистан. Афганским моджахедам поставлялось самое современное оружие, их готовили на зарубежных базах, им помогали иностранные инструкторы. Бандформирования применяли против правительственных войск тактику партизанской войны: действовали небольшими отрядами, нападали из засад на колонны 40-й армии, подрывали мосты, минировали дороги, обстреливали военные городки, убивали учителей, врачей, партактивистов, жгли школы, отравляли источники питьевой воды… И воевать против них нужно было соответствующими методами.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 18 июля 1980 года было принято решение о создании в рамках КГБ СССР оперативно-разведывательного боевого отряда «Каскад». С 1980-го по апрель 1984 года в Афганистане действовали поочередно отряды спецназа: «Каскад-1» (6 месяцев), «Каскад-2» (также полгода), «Каскад-3» (9 месяцев), «Каскад-4» (12 месяцев), «Омега» (12 месяцев).
Офицеры отряда — в основном преподаватели и выпускники КУОСа, сотрудники КГБ с опытом оперативной работы — были наиболее подготовлены к борьбе с моджахедами, знали их тактику и могли с большой долей вероятности прогнозировать события.
Первые три «Каскада», кроме непосредственной борьбы с бандподпольем, выполнили одну из сложных задач по созданию и укреплению национальных органов безопасности и 5-го Управления ХАД, осуществлявшего антитеррористическую деятельность. Главной задачей «Каскада-4» было «оказание помощи руководству афганских партнеров и ХАД в выявлении и пресечении подрывной деятельности контрреволюционного подполья, бандформирований и террористических групп, в становлении и укреплении национальных органов безопасности».
«Каскадеры» устанавливали контакт с местным населением, создавали агентурную сеть, проводили в полном объеме подготовку сведений для авиаударов по базам и караванам моджахедов, сами участвовали в ликвидации бандформирований. Они не раз проявляли отвагу и мужество, демонстрировали высокую боевую выучку и оперативное мастерство.
В начале осени 1980 года стало известно, что моджахеды из Исламского комитета за отказ сотрудничать с ними вывезли в горы и удерживают в качестве заложников около 200 афганцев. Это был первый захват заложников в Афганистане. События приобретали политическую окраску и, конечно же, подрывали авторитет контингента советских войск. Предстояло выяснить местонахождение захваченных детей, женщин и стариков и принять все меры по их освобождению. Команда «Тибет» из отряда «Каскад» через агентурные источники установила примерное место содержания заложников — ущелье Пачир-Агам.
«Каскадеры», дислоцированные в Джелалабаде, в это время принимали активное участие в подготовке войсковой операции в районе Тура-Буры в непосредственной близости от афгано-пакистанской границы, где в огромном пещерном комплексе моджахеды оборудовали большой склад вооружения и боеприпасов. Там же располагались госпиталь и база подготовки душманов, в которой проводили занятия иностранные инструкторы. Ущелья Тура-Бура и Пачир-Агам разделяли около 23 километров. Было принято решение работать одновременно по двум объектам.
К войсковой операции привлекалась 66-я мотострелковая бригада 40-й армии. Задачу по освобождению женщин и детей возложили на «Каскад». «Операцию планировали тщательно, — вспоминает непосредственный участник событий С. С. Шестов. — В то время операций по ликвидации крупных бандформирований в Афганистане еще практически не проводилось. Использовали всю возможную информацию: изучали местность, аэрофотоснимки. В назначенное время колонна двинулась в сторону границы. Как это часто бывало в Афганистане, в процессе подготовки операции произошла утечка информации. И поэтому по дороге, в результате перестрелок, от мин мы потеряли танк и 2 БМП. Выйдя на исходную, разделились. Основные силы бригады пошли на Тура-Буру, где сразу ввязались в бой. А наша команда из 12 офицеров-чекистов, стрелковой роты на БТРах и 7 сотрудников ХАДа (афганской контрразведки) направилась к ущелью Пачир-Агам. Через 8 км начались овраги. Техника остановилась. Командир роты отказался бросать технику, и мы пошли одни, захватив с собой как можно больше оружия и боеприпасов…»
Небольшой отряд «каскадеров» углубился на территорию, контролируемую душманами. Скрытно передвигаясь, прошли один кишлак, второй… Все попадавшиеся на пути жилища проверялись на наличие заложников.
Но никого, даже местных жителей, обнаружить не удавалось: пуштуны при подходе спецназовцев убегали в горы. Было ясно, что отряд находится под пристальным наблюдением душманов. По ходу движения пришлось ликвидировать двоих таких наблюдателей. На выходе из третьего кишлака пришлось вступить в бой. Минут через пять моджахеды не выдержали плотного огня автоматического оружия и гранатометов и отступили. Но ненадолго: по спецназовцам стали стрелять теперь уже со всех сторон. Чтобы вырваться из огневого мешка, по радиостанции запросили поддержку вертолетов.
Спецназ прошел все ущелье. Дальше была граница с Пакистаном. Приняли решение разделиться на две группы, возвращаться другими тропами и прочесать склоны ущелья. Недалеко от Среднего Почира группа Александра Старова обнаружила кошару (укрытие для овец). Там и нашли заложников — 174 человека.
Теперь нужно было обеспечить безопасность освобожденных афганцев. Связались с командованием бригады, попросили обеспечить поддержку с воздуха. Многочисленных заложников привели в расположение 66-й мотострелковой бригады и передали советникам. А сами «каскадеры» вскочили на БТРы и отправились в ущелье Тура-Бура, где шел ожесточенный бой.
Конечно, рисковали. Свое дело они сделали: информационно операцию обеспечили, заложников освободили, и ввязываться теперь в огневой бой было против всех правил спецназа. Но все равно бросились поддержать товарищей по оружию – молодых солдат, которые не имели пока их горной подготовки.
Когда Тура-Бура была взята, стало ясно, почему душманы так яростно сопротивлялись около двух суток. Оказалось, это мощный укрепрайон с дотами, закрытыми огневыми позициями. А еще склады вооружения, продовольствия, оборудованный американцами армейский госпиталь. Количество стволов минометов и безоткатных орудий шло на сотни, боеприпасов — на миллионы. Вынести удалось только незначительную часть. Остальное взорвали.
Возвращавшиеся с победой подразделения 66-й бригады встречали ликующие афганцы, кинооператоры и фотокорреспонденты. Армейцы принимали заслуженные поздравления. И только «каскадеры» скромно отделились от колонны и свернули в сторону: их боевая работа должна быть незаметной, хотя и эффективной.
Во время проведенной спецоперации команда «Тибет» потерь не имела.
Удачно проведенных операций на счету «Каскадов» было еще немало. 7 июня 1982 года большое бандформирование предприняло попытку захвата крупного административного центра Кандагара. Момент для нападения и хотя бы временного взятия города был выбран очень удачно: советские и афганские воинские части в это время были далеко от места событий. Ближайшим советским подразделением оказалась команда «Каскада-4», состоящая из «вымпеловцев». Спецназовцы действовали стремительно и напористо. Умело используя бронетехнику и навыки ведения боя в городских кварталах, они вытеснили на окраины значительно превосходящего по численности противника. Как потом отмечали афганские руководители, «были предотвращены захват административных зданий, ликвидация партактива и органов народной власти». Так «каскадеры» заслонили собой афганских товарищей по оружию. Потери противника — 45 убитых и 26 раненых. К сожалению, и среди спецназа один боец — Юрий Тарасов — погиб, а 12 человек были ранены.
В апреле 1983 года эстафету у «Каскада-4» приняла «Омега». Во главе ее команд стояли опытные офицеры, получившие закалку в «Зените» и «Каскаде».
Меньше чем за 4 года пребывания в Афганистане офицеры отрядов «Каскад» и «Омега» приняли участие в подготовке и проведении 12 крупномасштабных войсковых и в более 300 локальных оперативно-войсковых операциях, по их разведданным было нанесено 1500 авиаударов по местам дислокации бандформирований. Кроме того, был проведен ряд спецмероприятий по ликвидации наиболее непримиримых бандглаварей, разложению банддвижения в Афганистане. Костяк «Каскада-4» и «Омеги» составляли уже офицеры Группы специального назначения «Вымпел».
Из книги «Спецназ России: история и современность», авторы Валерий МУРИН, Владимир СУРОДИН.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ