«Мы не просим денег на восстановление лётного парка. Мы просим дать нам заработать на него самим»
Александр Колмаков, председатель ДОСААФ России, генерал-полковник, стал гостем программы «ПРАВ!ДА?» на ОТР (Общественное телевидение России).
В часовом интервью ведущие Елена Иванова и Юрий Алексеев затронули много животрепещущих вопросов. Посмотреть полностью программу можно на сайте
otr-online.ru/programmy/prav-da. Мы публикуем небольшую часть этой беседы.
Ю. А.: Госзаказ идет у вас в основном по линии Минобороны? И вы общаетесь напрямую с министром, дабы выработать какую-то стратегию и понять, чем друг другу вы можете помочь?
А. К.: ДОСААФ называется оборонной организацией и содействует армии, авиации и флоту. И на день сегодняшний мы готовим специалистов и для Вооруженных сил. И такая задача стоит по патриотическому воспитанию молодежи, и по подготовке специалистов, будем говорить, для массово-технических профессий. Раньше проще называлось – для народного хозяйства. А сейчас другое словосочетание – специалисты массово-технических профессий. Развитие авиационных и технических видов спорта, участие в развитии военно-прикладных видов спорта, участие в подготовке граждан, находящихся в запасе.
Но не все у нас задачи обеспечены заказом. Я перечислил государственные задачи – это ориентиры. На сегодняшний день у нас единственная задача, обеспеченная заказом, это подготовка граждан к службе по военно-учетным специальностям. Есть четкий план с Министерством обороны, соответственно, есть источник финансирования и понимание, как мы эту задачу делаем. И в этом плане хотелось бы, чтобы мы и по другим, остальным задачам имели четкий и понятный заказ. На день сегодняшний какие задачи Министерство обороны ставит – мы это и выполняем.
Ю. А.: Финансирование от государства и финансирование, которое вы находите самостоятельно, в пропорциях бюджета ДОСААФ приблизительно какие проценты составляет?
А. К.: Я вам скажу: один к десяти.
Ю. А.: Один – это госзаказ?
А. К.: Да.
Ю. А.: А десять – это то, что…
А. К.: Нет, девять – остальное.
Ю. А.: Да, девять – остальное. А что входит в это «девять – остальное»?
А. К.: Сейчас этих специалистов мы в 2018 году подготовили 463 тысячи. Из них 63,8 % – это водительские специальности. То, что мы готовим для Вооруженных сил, как правило, основная часть – это водители. А это 27 с лишним тысяч. Это для Вооруженных сил. И плюс, считайте, 463 тысячи специалистов, из них 63 тысячи водителей. И по подготовке водителей на общем рынке России у ДОСААФ одна пятая часть.
Ю. А.: Александр Петрович, еще интересно узнать, как сейчас обстоят дела с парком авиатехники ДОСААФ?
А. К.: Тема важная и серьезная. На день сегодняшний у нас парк достаточно большой, но он требует серьезной реструктуризации.
Ю. А.: Много старой техники?
А. К.: Да, много. На сегодняшний день у нас то, что находится в летном состоянии, – это порядка 300 единиц. То, что в ремонтном состоянии и еще можем восстановить, – порядка 350 единиц. Самое главное, я считаю, что мы сохранили ремонтную базу. У нас есть прекрасный авиаремонтный завод, который сейчас загружен заказами.
Но есть и проблема серьезная. Вопрос звучит так. На восстановление своего самолетного парка мы, в общем-то, не просим денег. У нас просьба – дать возможность нам самим заработать эти деньги. Пользуясь вашим эфиром, я озвучиваю эту тему. Согласно Воздушному кодексу, есть коллизия, когда авиация ДОСААФ летает на воздушных судах, которые принадлежат государству и переданы в оперативное управление, работает на аэродромах, которые расположены на земельных участках, принадлежащих государству, выполняет государственные задачи по подготовке специалистов по ВУС для Вооруженных сил, конкретно парашютистов для Воздушно-десантных войск, а под статус государственной авиации не попадает.
Эта работа сейчас ведется. Совет Федерации в этом плане нам серьезно очень помогает, в частности, председатель Комитета по обороне Виктор Николаевич Бондарев и председатель Комитета по обороне (Госдумы. – Ред.) Владимир Анатольевич Шаманов эту тему поднимают. О важности этой темы говорит и министр обороны РФ, генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу. Нужно вопрос решить.
Ю. А.: А вообще такой авиационный парк дорого содержать?
А. К.: С одной стороны, авиация ДОСААФ должна выполнять задачи в интересах государства, с другой — наши самолеты надо обслуживать. И получается сейчас замкнутый круг. Нам помогает и Совет Федерации, очень серьезно в этом плане нас поддерживают депутаты Госдумы — Светлана Евгеньевна Савицкая и Валентина Владимировна Терешкова, которым ДОСААФ дал путевку в небо. Вот вместе пробуем эту проблему решить. Мы найдем возможность законными путями запустить авиацию в работу и содержать ее достойно. Но для этого нам нужно просто помочь создать условия.
Ю. А.: А авиация может использоваться для подготовки мальчишек, которые планируют в летные училища поступать? Или речь идет только о парашютистах, десантниках будущих?
А. К.: Я вам просто скажу. На сегодняшний день, пока вне рамок госпрограммы, при поддержке субъектов, при поддержке спонсоров-авиаторов мы ежегодно даем первоначальную летную подготовку более чем 600 пацанам и девочкам, которые большей частью потом идут в летные училища.
Ю. А.: То есть ребята садятся за штурвал и поднимаются в небо?
Е. И.: На настоящих самолетах?
А. К.: Да. У нас девять авиационно-спортивных клубов ориентированы под это. Туда завязаны кадетские корпуса, например Неклиновка под Ростовом, летную практику мы им даем. Есть и другие, это здорово. Мы претендуем в этом вопросе на государственный заказ. В июне приступим под Москвой к первоначальной летной подготовке ребят из Тверского суворовского училища. Я надеюсь, что это потом уже станет хорошей традицией на уровне госзаказа. Пока мы сами это инициируем. Думаю, у нас получится. Надо содержать этот огромный имущественный комплекс, инфраструктуру, которая опять же в советские времена создавалась под массовый заказ…
Е. И.: А осталось что-то от той инфраструктуры советской?
А. К.: Осталось. Кстати, во времена Советского Союза было три крупнейших собственника имущества на территории Советского Союза – это Министерство обороны, Академия наук Советского Союза и ДОСААФ. Инфраструктура, которая создавалась под массовый заказ для Вооруженных сил, требовала много денег. Только по мобилизационному развертыванию на ДОСААФ было заложено 56 авиационных полков. Это в советские времена. Заказ по подготовке специалистов массово-технических профессий тоже исчислялся миллионами. В плане военно-патриотического воспитания очень серьезно востребована наша роль и место в регионах. Вот приедешь, флаг ДОСААФ помнят многие, говорят: «Давайте мероприятия вместе организовывать».
Е. И.: Вы же много с молодежью общаетесь. Что для них вообще Великая Отечественная война и Победа? Нет ощущения, что это пара страниц в учебнике, пролистнул и забыл? Нет такого?
А. К.: Конечно, есть разница в тех ощущениях, с которыми мы воспринимаем эти события. Мы видели и общались с живыми фронтовиками, мы помним их лица, помним их рассказы. Эта великолепнейшая традиция «Бессмертный полк», когда начинают таким образом своих предков вспоминать, кто что сделал для своей Родины, гордость за своих предков. Будем говорить, это очень сокровенная, вот такая внутренняя содержательная часть, которую мы не имеем права потерять, иначе мы себя, в общем-то, как нация, как великий народ просто перестанем самоидентифицировать.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ