Военные вертолеты: прошлое, настоящее и будущее
Три события мая — июня 2019 года вызывают этой весной интерес к вертолетам: во-первых, интрига, какие из них должны были пролететь над Красной площадью и… не пролетели из-за низкой облачности, во-вторых, международная выставка вертолетов 16 — 18 мая в Москве и в-третьих — предстоящее 6 июня 130-летие со дня рождения авиаконструктора И. И. Сикорского — патриарха мирового вертолетостроения.
Для ввода читателя в тему: вертолет — летательный аппарат (ЛА), у которого подъемная сила и движущая сила для горизонтального полета создаются одним или несколькими несущими винтами (НВ). Вертолет может совершать вертикальный взлет и посадку, неподвижно висеть в воздухе, перемещаться вдоль и поворачиваться относительно любой оси. При отказе двигателей вертолет продолжает полет со снижением и осуществляет посадку на режиме авторотации винта.
По взаимному расположению НВ вертолеты бывают с продольной, соосной, поперечной и с перекрещивающимися осями винтов схемами конструкций (см. рисунок).
У вертолетов много преимуществ по сравнению с самолетами, но характеристики их гораздо более скромные: максимальная скорость — до 350 км/ч; дальность полета — до 800 км; потолок – до 6 км; полезная нагрузка — до 25 т.
Сначала в вертолетостроении впереди шли США. В значительной мере это стало возможным благодаря нашему соотечественнику Игорю Ивановичу Сикорскому (6 июня 1889 года – 26 октября 1972 года) — создателю знаменитого самолета «Илья Муромец», эмигрировавшему во Францию в 1918 году, а затем в 1919 году переехавшему в США.
В России Сикорским было создано 30 конструкций ЛА (из них два геликоптера), а в США до 1939 года — 15 типов самолетов. После 1939 года широкое распространение нашли вертолеты Сикорского: S-51, S-55, S-61, S-58, S-64, S-65. На вертолетах Сикорского были впервые совершены перелеты с дозаправкой в воздухе через Атлантический (S-61 в 1967 году) и Тихий (S-65 в 1970 году) океаны.
Первое поколение вертолетов — машины с поршневыми двигателями. Второе поколение — это вертолеты с газотурбинными двигателями. Третье поколение — постройка специализированных машин. В этом аспекте американская фирма «Боинг-Вертол» начала строить тяжелый транспортный вертолет НLН (Heavy Lift Helicopter) грузоподъемностью 20,5 — 22,5 т с радиусом действия 37 — 46 км, однако в середине 1970-х годов по причине превышения лимита стоимости проекта программа была свернута — HLН так и не оторвался от земли. Вместо него военные купили вертолет фирмы Сикорского S-80 (CH-53E) с грузоподъемностью до 14,5 т.
В 1977 году в нашей стране был создан вертолет Ми-26 с грузоподъемностью 22 т (82 десантника). Это флагман вертолетов на всех наших авиационных парадах, но был у нас вертолет и с большей грузоподъемностью. Это разработанный М. Л. Милем вертолет В-12 (Ми-12). Зарубежные СМИ, увидев его на авиасалоне под Парижем в 1971 году, писали: «Зрелище вертолета В-12, величественно плывущего над Ле Бурже при удивительно низком уровне шума, несмотря на свою мощность 26 000 л. с., запрятанную в двигательные гондолы, заставляет задуматься: неужели почти все вертолетостроение шло по неправильному пути около двух десятков лет».
Первым отечественным ударным вертолетом третьего поколения в начале 1970-х годов стал Ми-24. Неофициальное название Ми-24 — «Крокодил». Впоследствии Московским вертолетным заводом имени М. Л. Миля разработан многоцелевой ударный вертолет Ми-35М, который является глубокой модернизацией вертолета Ми-24В.
В России на вооружении имеются также вертолеты, имеющие соосную схему НВ — вертолеты семейства «Ка». Их эксплуатация стала прерогативой отечественного Военно-морского флота. ВВС 40-й армии в Афганистане так и не дождались этих машин. Из семейства «камовских» машин наиболее освоенным сейчас является двухместный Ка-52 «Аллигатор».
Одноместный Ка-50 «Черная акула», предшественник Ка-52, первую проверку боем проходил в горячей точке бывшего Союза. Как это было, рассказывает полковник А. Рудых: «Определили возможные цели: замаскированную коновязь и домик для отдыха. Получили подтверждение, что этими объектами активно пользуются боевики, и приказ: цели уничтожить. «Акула» шла первой, а за ней в Ми-24 шел я. Ка-50 дал ракетно-пушечный залп по домику, превратив его в пыль, а я залпом НАРов (неуправляемых реактивных снарядов. — С. Е.) с «крокодила» развалил коновязь. Сразу после моего попадания грохнул мощнейший взрыв — сдетонировал крупный склад взрывчатки боевиков. Больше всего я перепугался за «Акулу», летевшую впереди, так как она не имела места для маневра и неизбежно попадала под шквал бревен и камней, которые, выброшенные взрывной волной, летели навстречу. Каким-то чудом, выжав из Ми-24 все возможное, я вышел вверх по склону ущелья. Однако мой вертолет все-таки попал под удар и получил повреждения, а вот Ка-50 остался совершенно цел: с вертикальной скоростью около 30 м/с он, словно мячик, подскочил на высоту в полтора километра! Уже на базе мы сошлись во мнении, что Ка-50 — тот самый «горный» вертолет, которого просто катастрофически не хватает еще с афганской войны. Скольких трагедий можно было избежать, если бы вертолеты, на которых мы летаем, могли крутиться в тесных ущельях вокруг своей оси, перескакивать через неожиданно возникающие в горах препятствия, подниматься вверх со скоростью, троекратно превосходящей ту, которую мы (на Ми-24. — С. Е.) можем держать, и то не слишком долго».
Отсюда напрашивается вывод, что Ка-50 и, конечно, Ка-52 могли бы активно использоваться на горных театрах войны. И действительно, в СМИ после 2015 года появились сообщения, что «аллигаторы» успешно работают в Сирии, причем без потерь.
Соосная схема вертолета всегда интересовала американцев. Фирма «Сикорский» провела исследование соосной схемы, построив пробную модель S-69. На ней американцы достигли скорости 487 км/ч, но это сопровождалось многими конструктивными недостатками, и S-69 в серию не пошел. Монополия на соосные вертолеты осталась у русских. Здесь уместно заметить, что только твердость характера Николая Ильича Камова дала нашей стране замечательное семейство соосных вертолетов. Трудностей на пути конструкторской деятельности коллектива Камова было чрезвычайно много, но это другая тема. Сейчас на смену Ка-52 идет Ка-58 «Черный призрак». Что это, пятое поколение?
Говоря о вертолетах, отдадим должное трудяге Ми-8 — самому популярному вертолету и у военных, и у гражданских. Данные Ми-8 не завораживают: скорость — 250 км/ч, потолок — 4500 м, дальность полета 500 — 890 км, однако его продолжают строить и покупать.
Ми-17 и Ми-17Д — это тот же Ми-8. Правда, в «Д» число посадочных мест возросло с 30 до 40. Представитель Пентагона докладывал американским конгрессменам, что в Афганистане по сравнению с русскими Ми-17 американские винтокрылы UН-60 Black Hawk оказались более сложными в обслуживании, меньшей грузоподъемности и с меньшим потолком высоты. Кроме того, UН-60 вдвое дороже Ми-17.
В контексте четвертого поколения вертолетов часто упоминаются российский Ми-28Н и американский АН-64 «Апач». Это достойные конкуренты друг другу, но сегодня мы их оставляем без комментариев.
О разрекламированном вертолете США RAH-66 «Команч» — только несколько слов. Это малозаметная и быстролетающая (324 км/ч) машина, но от нее в 2004 году американцы отказались: дорогой проект (порядка 40 млрд долларов) — и «Команча» решили заменить беспилотником.
Сегодня мелькают сообщения о проектировании нового вертолета со скоростью до 800 км/ч, что кажется вряд ли достижимым, так как скоростной барьер для вертолета находится не в проблеме быстрого горизонтального полета, а в гиперскорости на концах лопастей НВ.
Теперь о выставке в «Крокус Экспо — 2019»: Военная тематика почти полностью там отсутствует. У входа стоял отлакированный американский «Белл», далее — итальянский «Леонардо», готовящийся потеснить на нашем рынке казанские медицинские вертолеты «Ансат». Были представлены и другие ЛА из Европы. Много иностранных предложений по вертолетной инфраструктуре. Предлагают голландский бензин для наших Ан-2. Как всегда, мелочей у нас нет. Отечественные машины были представлены «Борисфеном» и «Ансатом».
В рекламной литературе, которой слишком много на выставке, говорится, что «развитие отечественного военного вертолетостроения заслуживает самых лестных слов, чего, увы, не скажешь о его мирном направлении». С этим трудно не согласиться.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ